Письма катакомбного Епископа А. к Ф.М.


შენიშვნა

მომდევნო რვა წერილი კატაკომბელი ეპისკოპოსისა, რომლის გამოქვეყნებასაც ვიწყებთ ჩვენს ბლოგზე, წლების განვმალობაში ინახებოდა პეტროგრადში, კატაკომბელი მღვდლის, მ. მიქაელ როჟდესტვენსკის სახლში. წერილები საბეჭდ მანქანაზე არის აკრეფილი და ათწლეულების განვმალობაში ჩუმად ვრცელდებოდა კატაკომბელი მორწმუნეების მიერ. ფართო ტირაჟით, პირველად ისინი  1992 წელს გამოქვეყნდა.  თუმცა წერილების ავტორისა და ადრესატის ვინაობა ჩვენთვის უცნობია, ამ ინფორმაციას ფლობდა როგორც თავად მ. მიქაელი, ასევე მისი სულიერი შვილები, რომელთაგან ბევრი დღესაც ცოცხლია. მაგრამ, რამდენადაც თავად წერილების ავტორმა არ ჩათვალა მიზანშეწონილად თავისი ან მისი წერილების ადრესატის ვინაობის გამხელა,  მ. მიქაელმა და მისმა სულიერმა შვილებმაც პატივი სცეს მათთვის ცნობილ ავტორს და სათუთოდ შეინახეს მისი ანონიმურობა. წერილების შინაარსიდან გამომდინარე, ისინი უნდა დაწერილიყო 1940-50-იან წლებში.


Письмо 1. 

Милость Божия буди с тобою, дорогой сын мой!

Очень радуюсь я тому, что ищешь ты истину: "Блажени алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся".

Еще больше радуюсь от того, что вера твоя видит истину только в святой Христовой Церкви. Но не видит ли просвещенное око твое, что ныне в веке сем лукавом многие люди, в особенности т. н. "образованные", утратили совсем вкус к истине.

Кто теперь ищет истину? Кому она нужна? Кто по истине живет?

Кажется, на земле никогда не было такого времени, как нынешнее, когда так унизил человек в себе смысл жизни, безсмертную душу свою, ответственность за творимое зло и т. д. Прежде, в другие времена, люди учились, бегали за знаниями для того, чтобы узнать истину.

Теперь же учатся и постигают разные науки только для того, чтобы поудобнее, пообеспеченнее устроиться и устроить себе скотоподобную жизнь.

Много людей ищут теперь только то, что ямы, что пиемы и чем одеждемся, ищут сего, не стесняясь с совестью и не разбираясь в том, что приходится отдавать за добытую пищу и одежду. Теперь за пищу часто служат врагам истины и часто становятся их орудиями в борьбе против истины. Никогда не служили так наши люди земле и плоти своей, как служат ныне. Никогда человек так дерзновенно не восставал против Бога и Его закона, ради временной сладости грехов, как восстает ныне. Никогда не был человек в таком рабстве у диавольской лжи! Поэтому так и драгоценно в наше мрачное время искание Божественной истины.

Ты пишешь: "Ходят ныне люди в открытую церковь и совсем не интересуются тем — содержит ли эта церковь истину Христову. И во всех делах своих люди теперь не рассуждают, кому они делают эти дела — истине или врагам ее". В этих строках ты прав. Такие прискорбные явления очень распространены.

Но не прав ты в своем тяжком унынии, близком к отчаянию. Если ныне человек, по своим страстям или волею и хитростью злых людей, пренебрегает единым на потребу и живет только вопросами тела, то это не значит, что он таким и должен оставаться навсегда. Как бы человек ни пал, он — есть величайшее творение Божие. По глубине сущности своей человек потрясающ. "Образ есть неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений".



Ныне падший, завтра — человек может силой и истиной Христовой славно восстать. Весь загрязненный, весь греховный, человек носит в себе безсмертный дух. И если не сегодня, то завтра дух человека воззовет к Отцу своему: "Авва, Отче!" (Гал 4.6).

Завтра скажет вместе с Давидом: "К Тебе возведох очи мои живущему на небеси..." (Пс122).
У нас на русской земле есть безыдейная, язычествующая интеллигенция, есть еще, питающаяся исключительно гордостью диавольской и своей, т. н. "ученость". У нас есть, к прискорбию, торгующее своею верой, а то и совсем неверное духовенство т. н. "Московской патриархии". Это духовенство ради своего благополучия, ради своих страстей служит врагам истины. Но у нас есть еще русский православный народ. Обманутый, пребывающий в великой нужде и лишениях, он как будто бы не имеет даже малой возможности стремиться к истине. Но кто знает народ наш, тот знает, что этот народ жил и живет верой в истину Христову, хранимую только в Церкви Его. О вере русского народа я буду писать тебе еще особо, а сейчас только укажу на непоколебимость этой веры.

Никакой народ не переносил таких демонских нападений, какие перенес русский народ. Ни один народ не испытал таких злых страданий за веру православную, какие испытал русский народ. Ныне на него льются без конца потоки безбожной пропаганды, взятой на прокат у злейших и хитрейших врагов Христовых от всех народов, от всех времен, и, несмотря на эту пропаганду, и ныне, как говорит св. Иларий Пиктавийский, "уши народа оказываются святее сердец современных иерархов".

И в какую бы ты ни пошел в самую захудалую, в самую маленькую русскую деревушку, ты везде найдешь людей, вере которых можно нам подражать. Как и в прежние времена, так и теперь душа народа русского только в правде Христовой находила и находит себе покой и мир от всех искушений и лукавств страшного жития земного. И эту правду Христову русский православный народ всегда видит только в Святой православной Церкви. "Аз тебе сыне мой, твердо завещеваю, — писал в XVII веке передовой русский человек И. Посошков, — и заклинаю, да всеми своими силами держишися святыя восточныя Церкви, яко рождшия тя матери... И всех противников святыя Церкве отревай от себя и никакого с ними сообщения дружескаго не имей, понеже они враги суть Божии" (И. Т. Посошков, Завещание отеческое. С. П. Б. 1893 г.).
И мы, если ищем истину, если желаем поклониться ей, желаем согласно ее повелениям переустроить жизнь свою, должны приникнуть всей душой, всем помышлением, всем сердцем ко святой Христовой Церкви.

Находящийся вне Церкви, говорит св. Киприан еп. Карфагенский, мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева. (т. II, стр. 181). Все мертво, все во мраке, все непостижимо без Христа и Его истины, хранящейся в Святой Церкви.

Христос сказал: "Аз есмь свет мiру, ходяй во Мне не имать ходити во тьме" (Ин 8.12). И мы крепко веруем и знаем, что свет Христов только от Церкви Его ярко светит и просвещает всех. Только чада церковные видят свет истины, только они "приняли Духа Небеснаго, обрели веру истинную".

"Церковность, — говорит один глубокий православный современный мыслитель (Свящ. П. Флоренский), — "вот имя тому пристанищу, где умиряется тревога сердца, где усмиряются притязания рассудка, где великий покой нисходит в разум". Если тебе еще не ясно, что вне Церкви нет истины, нет смысла жизни, и нет спасения, то смотри писание святоотеческое: "Вне общения с Церковью, — говорит св. Киприан Карфагенский, — даже добрые по виду дела и такие важные упражнения и добродетели, какова молитва, не имеют никакого значения и силы" (т. 1, стр. 51). "Не должно искать и других истин, — говорит св. Ириней Лионский, — ее легко получить от Церкви, ибо апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в нее все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из нея питие жизни. Она именно есть дверь жизни, а все прочие учители — суть воры и разбойники" (кн. 3, гл. 4, стр. 279). "Благословен, кто избрал святую Церковь, — говорит св. Ефрем Сирин, — это агница, которую не растерзал волк; это чистая голубица, которую не мог настигнуть преследующий ее ястреб" (т. 5, стр. 310).

Как будто бы в подтверждение и в созвучие сказанному здесь, ты пишешь: "Я знаю, что истина Христова в Его Церкви. Я знаю, что вне Церкви нет истины, но я не могу внутренними своими чувствами почитать т. н. "Московскую патриархию" частью Христовой Церкви. Но где же тогда Церковь Христова на Святой Руси?
Где ныне обрести Ее — "жилище святое Всевышняго"?

"Еще, — пишешь ты, — для меня прикровенная неправда и ложь "Московской патриархии" становится все яснее и все отвратительнее. Когда я вхожу в открытую церковь, когда там служат батюшки из "Московской патриархии", то душа моя не находит там успокоения и утешения духовного. Душа там чем-то стеснена. И это не у меня одного, а и у многих. Стою в таком храме и вижу, как подходят люди к свечному ящику и спрашивают: "Не знаете ли вы, в каких храмах служат лучше?" Так мятется и терзается душа, не находя напоения жажде своей духовной. Моя душа, когда нахожусь в церкви, говорит мне: "Это не то, что нужно". Я не могу себе этого ясно, богословски объяснить, но глубоко чувствую, что, входя в открытый храм, я прикасаюсь не к Христовой Церкви". Письмо твое оканчивается трогательным, трагическим криком души: "Я чувствую, что "Московская патриархия" и ее храмы не моя вера; это не то, что было для меня Святое Святых с младенческих лет. Так где же теперь моя и Христова Церковь, найду ли я Ее, дабы поклониться истине, освятиться Ею и научиться от Нея".

Дорогой любимый мой сын! Чтобы всегда ясно знать, где Церковь Христова на Руси, чтобы теперь не уклониться от Нее, прежде всего, нужно до конца дней своих быть верным Ей сыном. Церковь видима только верующему и свято чтущему все заветы Ея. Потом нужно помнить историю Церкви. История Церкви учит нас, что боязнь, и страхи за судьбу Ея не имеют оснований.

Церковь Христова на земле была, и есть, и будет до скончания мiра, но Она постоянно и всегда имеет лютых врагов и постоянно воинствует против них.

Каковы цели Церкви Христовой на земле? Вот как говорит об этих целях всем известный русский богослов митрополит Антоний (Храповицкий): "Церковь, — пишет он, — это такое бытие, в котором люди объединяются не только в дружное братство, чуждое разделению по народностям, сословиям и имуществам, но составляют некоторое новое единое бытие... Цель этого нового бытия та, чтобы соединить рассеченное грехопадением на тысячи частей человеческое естество во едино, соединить их с собою и чрез себя и с Богом Отцем. Хочу, — говорит Христос, — чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне... Да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них (Ин. 17.24-26)".

Посредствующая ближайшая цель Церкви, без которой, собственно, невозможно достижение конечной цели, заключается в постепенном духовном усовершенствовании личности в Церкви, в освящении христианина истиною Христовой" (Митр. Антоний. Нравственное значение догмата о Церкви). Но целям Св. Церкви, со дня Ее основания Господом Иисусом Христом, противоборствовали и противоборствуют с усиливающейся настойчивостью и лукавством. Лютые враги Церкви — сатана и его слуги. Сатана для своих нападений на Церковь мобилизует весь мiр, погрязший в беззакониях, и одевает на себя одежды Ангела Света (2Кор 11.13-15), ризы мнимой правды.

Вся история Церкви имеет следы ожесточенных, многоразличных по хитростям и тщетных по результатам попыток диавола разрушить и уничтожить достояние Христово — Его Церковь. И, также, вся история Церкви содержит нескончаемую великую летопись побед над всеми врагами Ее. Если история мiра есть, как говорил Достоевский, борьба дьявола с Богом, то в Церкви — это восстание всех сил ада против Нее характеризуется особенным демонским озлоблением, особенным изощрением сатаны в коварных хитростях и жестоких обольщеньях. Центр этой величайшей, неописуемой войны был и будет всегда в Церкви Христовой, ибо только Она одна разрушает всю державу ада и низвергает гордыню дьявола и ангелов его.

"Рукописание, которое было против нас, Господь взял от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальства и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою" (Кол 2.14-15).

Здесь я приведу тебе на память некоторые моменты той величайшей борьбы, в которой пребывала Христова Церковь на земле.

1. Сначала враг искушал Церковь телесными страданиями, страхом их, это было в первые века христианства. Враг преследовал христиан пытками, многоразличными муками и физическим их уничтожением. Это искушение Церковь отразила великим мужеством и верою мучеников.

2. Затем враг создал для борьбы с Церковью многоразличные ереси и расколы. Дьявол стал затмевать разум человека. От гордости разума появились философские богоборческие учения; появились ереси, особенно восстающие против Божества Господа Иисуса Христа.

Церковь ответила на это искушение Соборным разумом веры. Соборное церковное религиозное сознание силою и действом Духа Святого разоблачило ложь демонскую во всех ересях и осудило ее.

3. Потом противник истины искушал Св. Церковь через язычество, в особенности красотою и сладостью здешнего мiра. Здесь враг действовал на чувственную сторону души. На это искушение Церковь ответила монашеством, т. е. презрением мiрских утонченных ценностей и обретением в пустыни, чрез борьбу человека с самим собою, великого нетленного духовного сокровища истинной веры. Здесь я только кратко касаюсь некоторых нападений сатанинских на Св. Церковь. Никогда не надо забывать, что не было такого времени, когда бы отец всякого лукавства и лжи не метал на Церковь стрел своей злобы. "Противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить "(1Пет 5.8).

Тебе, дорогой мой, должно быть известно, с какою небывалою яростью и дерзостью нападал враг, за последние 30 лет, на Христову Церковь, в русской земле воссиявшую. Неслыханна, невиданна была лютость врага в борьбе его с Церковью Христовой на наших глазах у нас, в стране нашей православной. Не есть ли это свидетельство великое о том, что Русская Православная Церковь — есть драгоценная ветвь истинной лозы Христовой. Ты, вероятно, уже знаешь, что враг, нападая на Русскую Церковь, ныне применяет комбинированную стратегию.

С одной стороны, враг ныне гонит Церковь старинным первоначальным методом, оставшимся от первых веков христианства, когда Церковь объявлялась антигосударственным учреждением, и все церковное уничтожалось прямым внешним насилием.

Этому методу соответствует в наше время разрушение, уничтожение и осквернение безчисленного количества храмов на русской земле; физическое уничтожение законно-канонического епископата, монашества и духовенства, верного Церкви, через посредство ссылок, тюрем и казней. Таким методом враг хочет искоренить истину немедленно.

Потом, в наши дни, враг нападает на Церковь еще хитроумнее. Этот образ нападения — есть обуревание Церкви многочисленными расколами, ересями, создаваемыми искусственно через духовенство, являющееся слугами сатаны.

Такими расколами враг силится запутать людей в поисках истины и, через многих своих лжеучителей, представить неискушенным свою ложь правдою Христовой. Для не имеющих твердой веры этот метод очень губителен.

Третий, современный метод нападений вражьих на Св. Церковь особенно важен теперь для нашего изучения. Этим методом враг, уничтожая церковную законно-каноническую иерархию, насаждает для управления Церковью свою лжеиерархию и создает духовенство только внешне церковное, но вполне и во всем послушное его лукавым замыслам. Действуя таким образом, враг устраивает самую хитрую подделку истины, тщится сам управлять Церковью Христовой и смеется адским смехом над обманутыми сердцами.
Таковой метод, сейчас особенно, излюблен врагом. Страшно говорить о всех замыслах лукавого. Он задумал вместо Святой Православной Церкви устроить свое здание, во всем наружно подобное Святой Церкви, даже, как говорит он, "улучшенное". Враг силится, ныне особенно настойчиво и торопливо, создать на месте Христовой — свою церковь, употребляя для сего людей, ставших его послушными орудиями. Раскол обновленческий был первой попыткой демонов подделать Христову Церковь на Руси. Эта попытка вражья верой народа русского и его истинных пастырей была разоблачена. Тогда сатана стал действовать еще хитрее. В григорьевском, а затем в сергианском отступничестве от Церкви, враг делает еще более тонкие и совсем мало приметные для равнодушных к истине поползновения подделать Церковь.

Один наш православный епископ-подвижник не так давно сказал, что в наше время враг будет предпринимать несколько попыток подделать Церковь расколами, во всем ему послушными. Первый раскол, сказал этот епископ, поймут все, а последующие дальше подделки православия распознавать будет труднее, и понимать будут правду немногие. Тогда враг будет заинтересован прельстить, если возможно, и избранных (Мк 13.33).

Здесь еще нужно сказать, что вместе с попытками подделки Церкви сатана воздвиг также величайшее гонение на всех, разоблачающих и распознающих его страшную работу.

В своих истязательствах над такими людьми враг организует самые мучительные пытки и казни. Все правдивые истинные архипастыри, пастыри и отличающиеся благочестием мiряне, в особенности указывающие другим хитрости демонские, очутились ныне Христа ради в оковах, темницах и в насильственных горьких работах.

Страшные, жуткие годы прожили мы.

Сколько в это время пало воинов Христовых. Сколько истребил враг!

Скольких соблазнил и скольких сделал своими послушниками. Но не только страшными были эти годы. Они были годами великой славы Церковной. Можно в священном трепете дивиться мужеству, стойкости и ясности веры многих современных нам сынов русской православной Церкви. В эти годы Святая Церковь Российская явила великий сонм мучеников, исповедников и подвижников.

Знаешь ли ты многочисленные имена новых священномучеников Русской Церкви? Знаешь ли ты имена новых святителей Божьих, подобных Святому Афанасию Великому, Иоанну Златоустому, подобных таким служителям правды Христовой, как святитель Филипп, митрополит Московский, как патриарх Гермоген, заточенный и умерший за истину. Знаешь ли ты, как в наше время стояли на страже православных церковных заветов и как окончили дни свои святители: Патриарх Тихон, местоблюститель патриарший митр. Петр (Полянский), местоблюститель митр. Казанский Кирилл (Смирнов), митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), настоятель Московского Данилова монастыря архиепископ Феодор (Поздеевский), архиепископ Серафим (Самойлович), архиепископ Прокопий (Титов) и многие, многие другие архипастыри и пастыри, умученные за истину? Могилы их в неизвестных дальних просторах русской земли, а память их будет в род и род, и души их, как светлые звезды, окружают престол Вседержителя. Знаешь ли ты, какие великие сонмы русских иноков в наше время указывали другим дорогу к истинной Церкви, сами истекая кровью и принимая мученическую кончину?

Дорогой мой, я питаю надежду, что все слова мои ты сложишь в сердце своем.

Как ты твердо уяснил себе, что истина только в Святой Христовой Церкви, так же пойми, пойми ясно, глубоко, что Церковь Христова находится в постоянной, неумолкаемой брани. Против Нее направлены все силы ада и мiра. Уразумей также непрестанные попытки врага уничтожить Ее, исказить Ее, подделать, обратить себе на службу. Если ты христианин, если ты воистину любишь Матерь свою Святую Церковь, то, представляя себе борьбу Христовой Церкви с сатаной, принимай жизнью своей участие в этой борьбе. Если к тому же будешь внимателен к Священному Писанию и учению Св. Отцов о Церкви, к постановлениям Святых Апостолов и Соборов Церковных, то ты всегда явственно увидишь и познаешь, где обретается Святая Церковь — Тело Христово, и где маскированная ложь сатаны.

Ты тогда будешь знать, что сила Церкви всегда сильнее всех сил ада, и что "истина Господня пребывает во век" (Пс 116.2).

Наш один отечественный богослов (С. Глаголев) сказал, что для тех, кто будет искать истину, чтобы осуществлять ее, Церковь всегда будет неистощимой подательницей благих сил.

И тебе, дорогой мой, Церковь даст радость и утешение сладкое познать истину, поклониться и сослужить ей. И ты, будучи верным сыном Церкви, всегда увидишь копыта у врагов церковных, в какие бы светлые, ангельские одежды они не одевались. Просьбу твою — разъяснить "некоторые явления нашей церковной современности" — я постараюсь исполнить в следующем письме.

Это же послание имело лишь одну цель: указать тебе неумолкаемую брань дьявола и слуг его на Св. Христову Церковь, и сказать, что внимательно рассматривающий эту брань всегда будет знать, где истинная Христова Церковь. Но знать — мало. Мы потеряли чувство церковности оттого, что не становимся на защиту Матери Церкви и не противоборствуем твердою верою и несомненной любовью врагам церковным.
Еще пока кратко скажу, что многие, как ты называешь, явления нашей церковной современности нельзя признавать явлениями церковными. В самом деле, можно ли признать церковно-каноническим явлением посаждение воинственными безбожниками на патриарший престол т. н. "святейшего Алексия"?

Будет ли сей "патриарх", получающий от гонителей Церкви ордена и медали, "патриарх", молящийся и пекущийся об утверждении царства "князя мiра сего", — явлением церковного и нравственного характера? В журнале "Московской патриархии" (1946, №3 и др.) служители "Московской патриархии" открыто издеваются над мученичеством ради Христа и драгоценными нашим сердцам страдальцами за веру и Церковь Христову. "Московская патриархия" называет всех таких мучеников Христовых "государственными, справедливо осужденными преступниками". Можно ли поэтому почитать голос т. н. "Московской патриархии" голосом Святой Церкви, можно ли себе это представить? Скажем словами Св. Киприана Карфагенского: "Тот не может находиться со Христом, кто действует против священников Христовых" (Т. 2, стр. 191).

Еще Ф. М. Достоевский ("Дневник писателя") говорил о появлении ряженых священников. И ты не удивляйся тому, если видишь в открытых храмах "Московской патриархии" ряженых в церковные ризы комсомольцев, совершающих "богослужение", и отрекшихся от Христа бывших священников и "епископов". Унывать от сего не следует. Надо только всегда пред внутренними очами своими зреть неумолкаемую брань дьявольскую на Святую Церковь.

Пока довольно о сем, до следующего письма. А теперь я закончу писание свое глаголами Златословесного учителя: "Много волн и сильна буря, но мы не боимся потопления, потому что стоим на Камне. Пусть бушует море, разрушить Камень оно не может. Пусть поднимаются волны, потопить Корабль Иисусов они не в силах. Нет ничего, человек, сильнее Церкви. Если не веришь слову, поверь делам. Сколько было тиранов, хотевших одолеть Церковь! Сколько сковород! Сколько печей, звериных зубов, изощренных мечей! И не одолели. Где враждовавшие? Они умерли и преданы забвению.

А где Церковь?

Она сияет светлее солнца. Их дела исчезли, а дела Церкви — безсмертны.

Дьявол захотел поколебать Церковь.

Проклятый и коварный дьявол, ты не одолел стен и надеешься поколебать Церковь? Но разве Церковь в стенах? Церковь во множестве верующих. Вот сколько твердых столпов, не железом связанных, но скрепленных верою" (Св. Иоанн Златоуст, т. III, стр. 444, 451).

Храни тебя Господь и Царица Небесная и все святые земли Русской.

Город С.

No comments:

Post a Comment