Александр Каломирос
ნაწილი მესამე
БОГ ПОРУГАЕМ НЕ БЫВАЕТ
Но да поймут же все те, кто с такой легкостью говорит о соединении церквей, что единство Церкви есть таинственный дар Божественного присутствия. Оно не приходит через решения конференций; оно либо существует, либо нет. Никакое человеческое решение не может принудить Бога.
Конечно, внешнее соединение может состояться, и все — протестанты, католики и православные — могут заявить, что мы, наконец, стали единой церковью и можем поминать Папу Римского, а тот может поминать Патриарха Константинопольского. Если мы все согласимся на единую "минимальную истину" , на единый упрощенный символ веры, и если некоторые другие вопросы будут улажены, то союз возможен. Это будет законная и внешне основательная система, но это будет система, не имеющая никакого отношения к Церкви Христовой, даже если все ее внешнее устройство будет напоминать Церковь. Бог поругаем не бывает(Гал. 6:7). Бог не приходит к людям, если они не создают условий для Его присутствия.
Церковь Христова никогда не являлась человеческой системой. Церковь рождена, а не сотворена. В результате дискуссий люди могут создать нечто, чему они могут присвоить имя " Церковь" . Но это изделие будет чем-то безжизненным. Живая Церковь не будет иметь к нему никакого отношения. Она будет существовать где-то вдали от этих изделий, неизменная, исполненная истины и света, чистая от лжи каких бы то ни было компромиссов, со Святым Духом, освещающим ее путь и покрывающим ее подобно солнечному свету, ведущим ее к полноте истины.
А то, много ли останется истинных христиан, не имеет значения, даже если их можно будет перечесть на пальцах одной руки. Они пребудут носителями Предания, которое они не просто изучали, но которым они жили, приобретая живой опыт. Христиане живут в Предании, как в родной стихии, как рыба в воде.
Давайте же, все истинно верующие в Бога, прекратим говорить о соединении " церквей" . Церковь не признает соединения, потому что она никогда не распадалась. Люди покидают ее, хотя при этом они могут сохранять многие ее внешние признаки. Давайте же, все любящие Бога, возвратимся к Церкви и смиримся, дабы нам войти в нее, потому что врата ее узки и нужно очень низко пригнуться, чтобы пройти.
НЕПОГРЕШИМЫЙ КРИТЕРИЙ
Однако, в хаосе и лицемерии современного мира нелегко распознать Церковь Христову и приблизиться к ней, потому что для церкви недостаточно называться Православной для того, чтобы являться таковой в действительности. К несчастью, отступничество существует даже под православным подрясником, и под православными куполами, и среди исповедующих Православие людей. И это совсем не ново. Церковь была с этим знакома с самых первых своих дней, но сейчас отступничество достигло невиданных размеров.
Мы должны научиться распознавать Церковь за внешними формами. Что касается внешности, то в Православной Церкви сегодня и внешне преобладают путаница и хаос. Каждый — ученый или неученый, верующий ли неверующий — имеет свой собственный взгляд на то, что такое Христианство или Православие, и фанатично защищает этот взгляд. И в этой буре невозможно отыскать свой курс, не имея компаса. Существует единственный непогрешимый критерий — следование Преданию. Там, где Предание сохранено живым и чистым, без искажения и изменения со времен апостолов, и где все верующие — епископы, священники и миряне — живут этим Преданием и передают его другим, там и существует Православная Церковь, и члены ее составляют Тело Христово. Все же остальные священники или миряне, которые претендуют на имя православных, но не хотят следовать живому вековому Преданию, суть самозванцы; они — плевелы на поле Христовом.
Сегодня плевел множество, а колосьев совсем немного. Но поле это — поле Божие, и несмотря на всевозможные сорняки, пшеница остается тою же самой из поколения в поколение, от семени к семени, тою же, что и первая пшеница, насажденная Духом Святым на том же Божественном поле в день Пятидесятницы.
Живое Предание не было уничтожено, потому что Сам Христос своими устами обетовал Церкви, что врата адовы не одолеют ее;а Божии уста не лгут. Те, которые ведут исследования, пытаясь отыскать Предание Христианской Церкви первых веков до раскола, дабы последовать ему, признают, что они потеряли нить Предания. Но им не удастся найти ее, как бы они ни активизировали свои исследования, потому что Предание есть нечто живое и передающееся, как жизнь, от живого к живому. Оно не является чем-то, что можно открыть в ходе научных исследований, так же как оно не является чем-то познаваемым умом.
Предание существует и пребудет до конца мира сего. Но отыскать его с каждым уходящим днем все труднее и труднее. Каждый прошедший день навешивает на древо Православия все новые украшения, и таким образом люди запутываются и не понимают, где находится истина.
КОВЧЕГ
Когда-нибудь, рано или поздно, никто не знает точно когда, " церкви" и религии соединятся. В этом хаосе лжи даже избранные окажутся в опасности сбиться со своего пути. Время это будет эпохой антихриста.
Как и когда придет антихрист, сказать не может никто. И неизвестно, многие ли смогут узнать его, когда он придет, потому что он явится как благотворитель человечества. На сегодняшний день определенно можно сказать лишь об одном: все эти стремления в народах и церквах к союзу, все эти компромиссы, все это единообразие человечества, постепенно создаваемое паровым катком технологической культуры, все это углаживает дорогу для прихода антихриста.
Согласно критериям мира сего, такое развитие человечества просто замечательно. Но согласно христианскому критерию, это развитие ведет к разрушению.
Но христиан это не удивляет и не пугает. Они знают, что мир сам по себе проклят. И поэтому Христос не стал молиться о мире сем: Не о всем мире молю (Ин. 17:19). Властелин мира сего — диавол, а он был человекоубийца от начала (Ин. 8:44).
Гибель постигнет мир на вершине славы, на вершине самомнения, на самом верху башни Вавилонской, когда человек, наконец, придет к осуществлению своего древнейшего желания — стать богом своими собственными силами, оставив Бога в стороне. Когда приидет Сын Человеческий, Он застанет человека исполненным славы своего сатанинского безумия.
Бог не требует от христиан спасать мир. Любая предпринятая частью христиан попытка изменить курс мировой истории была бы тщетной и нелепой. Мир — это тонущий корабль; он тонет, потому что сама его конструкция гнилая. Бог не требует от христиан спасать корабль, но Он заповедует спасать как можно больше жертв кораблекрушения.
Новый Ноев Ковчег, Церковь Христова, плывет мимо места кораблекрушения. Все, кто желает быть вытащенным из воды, должны искать прибежища в ней. Но чтобы обрести убежище, им надо пожертвовать миром, не столько географически, сколько по существу. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас (2 Кор. 6:17).
Но вот здесь-то и начинаются трудности. Как отказаться от мира, когда ты связан с ним всей своей жизнью? Ответ на этот вопрос не является целью данной книги. Ответ можно найти в Священном Писании и у отцов. С другой стороны, вся жизнь во Христе есть борьба за свободу от мира, от " Египта" страстей, и за убежище в ковчеге Церкви.
Но когда приблизится век антихриста, даже ковчег Церкви будет трудно распознать. Многие скажут: " Смотрите, здесь Христос" , — или: " Христос там" , — но они будут лживыми пророками. То, что будет официально считаться Церковью, к тому времени мало-помалу уже предаст сокровище веры и уподобится неописуемому, все объединяющему месиву, которое, при своей сатанинской хитрости, сохранит большинство внешних признаков Церкви. Там и сям лишь маленькие группы из верующих со священником по-прежнему буду сохранять истинное живое Предание.
Но кто сможет распознать Церковь Христову в этих малых потрепанных группах верующих, которым так не хватает всего этого мирского величия? А между тем, в последние времена Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь будет представлена лишь этими забытыми и внешне разрозненными небольшими приходами, которые, быть может, даже не будут знать о существовании друг друга, но будут соединены между собой незримыми узами Тела и Крови Господа, в Духе Святом, с единою верой и Преданием, которые они сохранят незапятнанными.
В те дни даже избранные окажутся в опасности быть сбитыми с пути. Нужно много мужества, чтобы принять сторону горстки людей и пойти против течения, с опасностью быть осмеянным " деловыми людьми" и быть оскорбленным сильными мира сего. Нужно много мудрости, чтобы разглядеть истину именно там, где весь мир видит бессмыслицу и тупость. Кроме того, приверженцы лжи будут иметь на своей стороне чудеса, о которых диавол просил Христа в пустыне, чудеса и знамения лжепророков и лжехристов. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24:24). Многие ли смогут найти свой путь, когда все маяки будут вести не туда? Тогда лишь претерпевший до конца спасется.
МАСКИ
Ныне же пусть все желающие быть рядом со Христом поспешат приобрести рассуждение, дабы наперед распознать лжепророков и лжехристов. И пусть они облекутся во всеоружие веры, так чтобы они смогли сокрушить всех этих лжецов и их последователей.
Ибо наш век — век лукавый, когда ложь замаскирована, а яд подается посыпанным сахарной пудрой, когда дороги полны сетей и умело сокрытых ям. Кто будет введен в заблуждение внешними формами, тот пропал.
Мы должны научиться распознавать Церковь в мире, ибо судьба Церкви — это одно, а судьба мира — совсем другое. Мы должны быть так же полны недоверия к миру, как мы исполнены верою в Церковь; так же питать ненависть к миру (не к людям, а к миру), как мы питаем любовь к Церкви; так же быть исполнены пессимизма относительно мира сего, как мы исполнены оптимизма относительно Церкви.
Мир — это временное пристанище, настроение умов и намерения тех, кто отверг жертву Божию, кто отвернулся, когда Он хотел говорить к ним, кто сам себя навсегда отдалил от Бога. Люди эти предпочли жизни смерть. Они не наказаны, как не наказаны и бесы, потому что никто не желает им никакого вреда. По своей собственной воле они выбрали смерть, по своему собственному выбору они стали врагами Божиими и сами оказались в стороне от Бога.
Выбор делается в жизни, независимо от момента и эпохи, в глубине нашего сердца, и отречься от него будет нельзя. Свобода разделяет одухотворенные существа на два лагеря. Есть две группы людей, как есть и две группы ангелов: Божии друзья и Божии враги.
Свобода заключается не в отдельных действиях, но в их общей направленности и предрасположенности человека, в окончательном положительном или отрицательном ответе на зов Божий. Свобода заключается в общей направленности человеческой жизни, а не в деталях этой жизни.
Детали обманчивы; они делают фарисеев и книжников кажущимися друзьями Бога, а вора, блудницу, мытаря и Савла (Павла) — кажущимися врагами Его.
Мы должны под масками лицемерия и немощи уметь распознавать истинных врагов и истинных друзей Божиих.
Мы живем в эпоху, когда маски лицемерия приумножились и достигли невиданной степени совершенства. Мы с минуты на минуту находимся в опасности быть обманутыми теми, которые носят маски друзей Божиих, а в действительности являются Его врагами.
Таковы те, кто говорит о соединении церквей. Они — опаснейшие враги Церкви, евангельские лжепророки.
Враги, предстающие без масок, — атеисты, материалисты, коммунисты — не могут никого одурачить. Они убивают тело, а душу не могут убить. Но другие — " православные" патриархи, епископы и архиепископы, лидеры христианских организаций, богословы и профессора-теологи — все, обращающиеся с лицемерной любовью к " нашим братьям" еретикам и вещающие о единении, все эти носители масок суть не убивающие тело, но, определенно, они убивают душу. Вот почему борьба с ними должна быть безжалостной.
СОВРЕМЕННОЕ ИДОЛОПОКЛОНСТВО
А теперь посмотрим, что представляют из себя эти самые европейцы, с которыми нас хотят объединить как в государственном плане, так и в церковном?
Для европейцев характерны пугающие противоречия: полная противоположность между внешним и внутренним человеком. На самом деле европеец является не совсем тем, чем он кажется. Он живет и движется во лжи компромиссов. Вся его культура — это коллекция досужей лжи, к которой он хорошо приспособился. Он крайне эгоцентричен, но ведет себя с абсолютной и почти утрированной учтивостью.
В " недоразвитых" странах, где людям по-прежнему не хватает тонкостей европейской культуры, любой человек в большей или меньшей степени выражает свой внутренний мир с определенной свободой и простотой, каких вы не найдете в Европе. Их манеры грубы, но люди эти более естественны. В Европе же это рассматривается как недостаток культуры и духовного развития.
Таким образом, дошло до того, что постоянную лицемерную игру стали почитать за культуру, где побеленные гробницы полны зловония, и чаша снаружи всегда вычищена напоказ.
Но их, также как и фарисеев, не смущает эта постоянная ложь, в которой они живут. Наоборот, их внешнее совершенство делает их уверенными в своем превосходстве. Наиболее характерной чертой европейцев является самомнение. Они смотрят сверху вниз на всех, кого они считают некультурными и неразвитыми.
Редко кто из них бывает глубоко обеспокоен нуждами других, отдельных людей, групп или даже народов, и особенно неразвитых, по отношению к которым они сентиментально выражают сочувствие. В глубине души они беспокоятся о них так же, как энтомолог беспокоится о насекомых. Сентиментальные чувства, которые они питают к людям, ниже той любви, которую они имеют к своим собакам.
Они идеализируют свою цивилизацию так же, как и самих себя. Будучи критически настроены, они ничего не принимают на веру, чем очень гордятся. Они считают все ценности относительными, даже те, которые принимают; они непременно глубокомысленно обсуждают все то, во что человечество когда-либо верило.
Их потребительская позиция — это позиция благодушных агностиков, которые готовы согласиться со всем, что бы вы им ни говорили, но при этом дают вам понять, конечно, что от всего, что вы собираетесь им сказать, им не будет ни жарко, ни холодно.
Однако, единственное, в чем эти агностики никогда не сомневаются, так это ценность их собственной цивилизации. По их мнению, не было еще цивилизации выше, чем их собственная. При этом может присутствовать и острая критика определенных культурных проблем, и серьезные разногласия в деталях, но то, что общее направление их культуры вполне здоровое, никогда не ставилось под вопрос.
Европейская цивилизация основана на религии, но эту религию, никто не желает назвать таковой, потому что эта религия есть не поклонение одному или нескольким богам, а поклонение человеку.
Религия и цивилизация древних греков были ничем иным как поклонением человеку. Если цивилизация Древней Греции нашла столь хороший прием в сердцах европейцев, то можно отнести это исключительно к их внутреннему духовному родству.
Европейцы, как и древние греки, обожествили человеческое я, его страсти, силу и слабость его души. Одним словом, они сделали человека центром, мерою и целью всего. Европейская культура происходит от человека, существует для человека и получает свое оправдание от человека.
Могут быть некоторые разногласия касательно путей достижения наилучшего человеческого существования, могут быть различия в формах поклонения человеку, могут быть различные заключения как плоды человеческих воззрений, но для всех них человек является центром, вокруг которого они вращаются, источником и целью всех их действий.
Это и есть религия европейца. Что бы он ни думал о своей религии, в существе своем она есть поклонение идолу " человек" . Европеец перестал видеть в человеке образ Божий, он видит в нем лишь образ самого себя.
Иначе говоря, европейская религия есть старая религия гуманизма, та самая, которая отделяет человека от Бога. Цель Божия — обожение человека. Но человек, обманутый диаволом, решил, что он может стать богом без помощи благодати Создателя своего, полагаясь на свою собственную интуицию и своими собственными силами. Он поспешил вкусить от древа знания прежде, чем стал достаточно зрелым для подобной пищи.
В результате, очи его отверзлись, чтобы познать добро и зло, увидеть свою телесную и духовную наготу; и он был потрясен. Он не мог более выносить вид лица своего Господа и Бога и бежал, чтобы скрыться от лица Его. Он осознал, какая великая бездна разверзлась между ним и его Создателем. Затем его милостивый Отец проклял первопричину его падения — диавола, этого " древнего змия" , — и по Своей безграничной любви даже обещал спасение: И вражду положу между тобою(змием) и женою (Пресвятой Девой), и между семенем твоим и между семенем ее. Оно будет поражать тебя в главу, а ты будешь жалить его в пяту (Быт 3:15). И дабы человек не мог жить вечно в этом состоянии духовной смерти, Он выдворил его из рая: как бы не простер он руки своей и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. Таким образом, Бог по Своему состраданию и любви попустил телесную смерть и тление, которые, как и смерть духовная, были результатом разрыва связи с Источником жизни, — так чтобы человек не понес сквозь века свою духовную смерть, бедность и наготу. И человек, будучи отделенным от Бога и живя в постоянной реальности смерти, сделался рабом диавола.
Это явилось следствием реакции на опыт его само-опустошения от поклонения человека человеку, провозглашенному им богом. Фактически, древние думали, что человеческая душа является частью божественной природы. Иначе говоря, она божественна в сущности своей и поэтому никогда не нуждалась в Боге.
Это внутреннее желание человека верить в свою собственную божественность, наряду с фактом его подчиненности демоническим силам, является основанием для любой формы идолопоклонства.
Религия Европы, следовательно, есть ничто иное, как первобытное идолопоклонство в современной форме. Папизм, протестантизм, гуманизм, атеизм, демократия, фашизм, капитализм, коммунизм и все вообще европейское являются выражением все того же духа гуманизма.
Европейская цивилизация есть ничто иное, как результат мучительных и настойчивых попыток человека водрузить свой престол над престолом Божиим. Это ничто иное, как строительство новой вавилонской башни. Здесь может преобладать непонимание методов строительства, но цель для всех одержимых этой идеей остается общей.
Идеал у европейца совершенно тот же самый, что и у люцифера. По сути это то же самое презрение благости Божией, то же оскорбление Его любви, тот же самый бунт и отчуждение от Его Промысла, та же неблагодарность, тот же путь, ведущий человека вместо, как он полагает, вознесения в пропасть смерти.
გაგრძელება იქნება.
No comments:
Post a Comment