НЕНОРМАЛЬНЫЕ

Священник Зураб Арошвили

Несколько смелых мыслей по поводу православия в современном мире и в Грузии в частности

Аттические прелести, лепота и согласие имен наподобие цветов заставляют блистать словесный луг; если я не сумею воспользоваться ими, несмотря на естественное желание говорить красиво, то пусть и это покажет, что говорить нам велит нужда, а не желание показать себя. Да и у смысла, влагаемого в слова, первою красотою я назвал бы то же, что и у души, — посильное устремление взора к Богу и к Истине; ибо отсюда все прочие красоты…
(Св. Григорий Палама. Триады, 3)

Святой Антоний Великий писал, что настанет некогда время — "и человеки вознедугуют". Увидев неподверженного общей болезни, восстанут на него, говоря: "Ты по преимуществу находишься в недуге, потому что не подобен нам". К этому изречению святой епископ Игнатий (Брянчанинов) добавил следующие слова: "Здесь весьма не лишним будет заметить, что этому одному надо очень остеречься помыслов ложного смиренномудрия. ... Обыкновенно в таких случаях плотское мудрование возражает: "Неужели ты один прав, а все или большая часть людей — ошибаются?". Возражение — не имеющее никакого значения! Всегда немногие, весьма немногие шествовали по узкому пути; в последние дни мира этот путь до крайности опустеет". "Если находишься посреди человеков, то пройди путем бесчестий", — говорит св. Иоанн Лествичник.

В очень древнее время христиане называли себя безумными и другие их также считали настоящими безумцами. И было в этом нечто логичное. Ведь если не так — то возможно ли такое, чтобы человеку обещались самые большие почести и богатство, а он, отказавшись, избирал для себя бесчестную и мучительную смерть? Конечно, это ненормально, и такой человек совсем не понятен большинству человеческого общества.

Почему христиане были такими ненормальными? Что с ними было не так? Думаю, это очень легко объяснить, и в то же время это крайне сложно объяснить большей части общества. Согласитесь — необычный парадокс!

Начнем с того, почему это легко объяснить и понять. У христиан есть своя вера, и она называется христианством, обожением, христооблечением, Божественностью по благодати; она есть Евхаристия, и в ней — единство с Богом и друг с другом. Христиане имеют веру в то, что Бог потому стал человеком, чтобы человек стал Богом! Назначение человека — его обожение. Так верят христиане, и смерти не боятся, и выделяются они особо своим мужеством!

Сказав это, легко и просто объяснить, почему христиане — НЕНОРМАЛЬНЫЕ!

Сейчас постараемся объяснить, почему крайне сложно растолковать большей части общества, и тем более, образованного общества, в чем тут дело.

Вообще-то вера не подлежит логическим объяснениям. Тут дело не в категориях Аристотеля, и даже силлогизмы здесь мало помогут. Вера — это исключительный феномен.

И основатели так называемой философии Нового времени — Фрэнсис Бэкон и, особенно, Ренэ Декарт со своим "De omnibus dubitandum est" ("Во всем должно сомневаться"), и доказывавший бытие Бога восторженный Гегель, который, тем не менее, говорил, что "Декарт направил философию в совершенно новое направление, которым начинается новый период философии", — фактически, говорили, что некто умер и его звали "Богом", и рассматривали Его анатомическими методами, чтобы узнать, в чем же дело. Но кто читал Гегеля, тот знает, что он сам себе не доказал, что есть Бог! (См. "Лекции о доказательстве бытия Бога", 1829 г.).

Тут, конечно, не помогут и отцы экзистенциализма. Потому что они сами запутались, нанесли сокрушительный удар себе самим, и все знают, как жизни их были прожжены напрасно. Эдмунд Гуссерль, прозванный "антипсихологистом", не разобрался, в конце концов, со своим личным "эмпирическим человеком и его социальной обстановкой". Про Ницше и так все ясно — великий ум, поэт, и не только писатель, но и писатель-художник (когда-то мой самый любимый автор). Но и что он своею жизнью сказал? Полное затмение. Полный мрак. Бог умер (и, кстати, что он имел в виду, никто не знает). Зато "знал" Фрейд, как на этом всем можно построить новые психоаналитические школы.

Итак, тем более не помогут в этом вопросе Зигмунд Фрейд и его школы. (Я в его личных письмах читал, что своему другу-еврею он советует воспитывать сына в иудействе, а сам он при этом публично твердил, что атеист.) Что, в конце концов, в своей жизни доказал Зигмунд Фрейд? Что либидо — это главная управляющая и оживляющая сила и назначение человека? Умирать — так с музыкой? А как он своему другу и ассистенту сказал, что его жизнь уже не имеет смысла, и сначала два кубика морфия, затем немного пробудиться, еще, и все, конец! Каков же тут ответ — в чем смысл жизни и смерти? Мягко говоря, никакого; а прямо сказать — он оставил такое примерно учение: "Радуйтесь, пока живы, употребляйте кокаин, морфий, и не забудьте о либидо - что самое главное!"

Вспомним и про теософов-антропософов (Штейнер сам говорил: он никто иной, как новый гностик). Они говорили, что могут выходить в астрал. Но где-то там они и застряли, и пока никакого ответа от них, что там и как, старые и новые гностики не получали. Так что эти новые гностики ничего нового не сказали!

Здесь не поможет даже самый лучший мыслитель и писатель — Достоевский, со своим Раскольниковым, Дмитрием Карамазовым и князем Мышкиным. Ведь автор хотел в конце их "христианизировать" и показать с помощью них истинный путь, но пока я читал Достоевского, у меня все время оставалось ощущение, что эти персонажи не выдуманные, человечество есть и будет таким; все время где-то внутри его произведений проскальзывает отчаяние. Нет тут выхода и не может быть, и когда в конце автор будто бы показывает путь, то он сам кажется не очень уверенным, и эта неуверенность автора чувствуется и в душе, и в сердце!

Наверное, хватит перечислять имена разных авторитетов, которые не помогли и не могут помочь понять феномен веры нашему обществу и, тем более, обществу образованному. Просто при чтении этих мыслителей человек становиться более гордым и надменным. А гордость и надменность очень плохо влияют на нашу душу. Так что знание и просвещение ума — это очень хорошо, но ниже мы постараемся сказать что есть истинное знание, и чем просвещается ум, и что читать полезнее, чем книги Бергсона или иррационалиста Кьеркегора.

Но тогда как разобраться в вопросах веры и проблемах, связанных с ними? Ничем особенным — верою и только верою! А если нет этой веры? — сразу возникает вопрос. Тогда надо стучать — может, отворят двери. Как? Начнем изучать Божественное предание. Истинное и древнее настоящее предание, куда, между прочим, входит даже и Священное Писание. И, изучая его, надо стараться изо всех сил жить по нему, чтобы было понятно, в чем дело, а не только умственно-теоретически заниматься чтением и размышлением о богословских вопросах. Это первый этап.

Часто, особенно в первое время, будут терзать помыслы неверия, часто наши старые и укорененные привычки будут ввергать нас в болото. "Всякая вещь, которой не хочет душа, маловременна", — говорил один опытный и святой человек, схимонах Василий. Но не надо останавливаться. Это война. А христианство и мужество — это синонимы. Христианство — это ведь аристократия духа. Нельзя вынутый меч класть назад и, пугливо оставляя все начатое, убегать. Трудно — скажете вы. Да, трудно, и узок и тернист этот путь! Но зато какая ставка — стать Богом по благодати, обожиться! Это немало — вы сами подтвердите. Не забудьте, что Господь после воскресения вознесся с той человеческой природой, которую он получил от Св. Марии, и вместе с этой природой сидит одесную Отца. И нам это суждено — царствовать вместе с Ним. Вот христианская участь! Ну что, немало, да?

Значит, надо трудиться, изучать предание, жить по нему. И знаете, что можно сказать — положив начало, человек сразу же ощущает какое-то особое чувство. Да даже для новоначалных это чувство ощутимо.

Теперь мы пришли к главному вопросу: что же это за истинное предание и где оно? Где истинная вера и православие?

Правильная вера, истинное предание и православие — это принесенное Господом учение на земле, передаваемое нам апостолами и святыми отцами, живущими по этому учению. Вот — истинное предание! Между тремя перечисленными выше столпами предания нет никакой разницы, и знаете почему? Потому что в них всех один Дух! Это Дух Истины. Тот самый, о Котором было сказано женщине-самарянке Господом во время их беседы, что придет время, когда истинные поклонники Бога будут покланяться Ему Духом и Истиною. Вот это и есть правая вера. Вот что надо изучить, а потом и жить соответственно!

Скажу сейчас, что есть и неправая вера, неистинное предание — это лжегуманизм, дышащий секуляризмом и конформизмом века сего, и они произвели экуменизм. Это исчадие мира сего; ложь и истина — все вместе смешано там. Он опирается на почести этого мира и служит мамоне, это истинно потомок Олимпийских богов, зачатый скверним образом (кто знаком с мифологией, поймет, о чем я говорю). Если не верите, можете пересмотреть историю таких больших религиозных конгломератов, как ВСЦ и КЕЦ.

Еще один важный фактор в деле веры — это правильное и упорядоченное чтение! Это второй и очень важный этап. Сделаю здесь один небольшой исторический экскурс.

Наверное, лет двадцать пять назад, когда в Бетанский монастырь (тогда единственный в Сакартвело [Грузия — Прим. редакции] мужской монастырь) начали собираться интересующиеся православием молодые люди, возник вопрос: что, кому и как читать. Тогда там было несколько монахов, которые, в основном, занимались аскетическими опытами сами по себе (так как не было у них учителя и старца, традиция было прервана). Тогда несколько более опытных монахов высказали мнение, что, например, совмещение чтения В. Соловьева и Н. Бердяева со св. Исааком Сириным и св. Симеоном Новым Богословом, а также чтение о. П. Флоренского и о. С. Булгакова со св. Григорием Паламой, — может привести к нездоровой психической реакции в мозгу!

Да, монахи были правы — они несовместимы, совместное их принятие, как совместное принятие сильных лекарств, может вызвать остановку дыхания и проглатывание своего же языка. Или же, в лучшем случае, получим "Сиддхартху", либо "простого" Лео, по Герману Гессе…

Раз живу в этой стране, которая называется Сакартвело, осмелюсь сказать несколько слов о здешней ситуации. Глава официальной Церкви Патриарх Илия с 1978 года в течение 7 лет был президентом ВСЦ — такого религиозного конгломерата, куда входят почти все ереси, которые есть на земле. Что это означает — кто хочет понять, тот хорошо поймет! Может, стоит напомнить, как по вторникам в день проповеди в тбилисском кафедральном храме Сиони с амвона проповедовали баптистские пресвитеры, как благословляли с амвона кафедрального храма католические кардиналы, Кентерберийский архиепископ-англиканин и мать Тереза по просьбе самого же Патриарха?! Или напомнить, как в единственном тогда в Сакартвело церковном журнале "Джвари Вазиса" публиковали Фому Кемпийского, а для "духовного обогащения" верующих раздавали им книжку Альфонсо Лигорели? Или — как иезуитских пасторов причащали в кафедральном храме и награждали их священническими крестами? Как в кафедральном храме проводились общие экуменические молитвы в так называемом "экуменическом круге"?! А ныне в Сакартвело нет православия, и благодарный за все это народ признал Богом и царем — Илию-божество! …И еще один важный вопрос, снова касающийся Патриарха Илии. Это вопрос так называемой идеи восстановления монархии. Есть такой план, согласно которому маленького монарха будет воспитывать сам Илия, и до его совершеннолетия он будет регентом всего Сакартвело, то есть Илия станет фактически царем. Тут, мои дорогие читатели, сам Томмазо Кампанелла позавидовал бы.

Значит, патриархия хочет полной власти, церковной и политической? Но это же средневековый папизм! И кому же вы хотите дать всю власть? Тому, кто сначала был служителем большевиков, а потом — всех кровавых тиранов, которые погубили эту страну? И не теряйте совести до конца — не говорите, что этого не было и это не так!

На днях один политик писал на форуме, что Патриарху Илии верны миллионы людей, а вы, истинно-православные, вообще кто? И сколько вас?

Конечно, можно было бы ему ответить словами святого исповедника Феодора Студита: "Не указывай мне на большинство и не хвастайся ночными чтителями бога, которых ты называешь сведущими и простыми и дружелюбными. Если они содержат истину, пусть разумно докажут это из самой истины, равно как и примерами, но идущими к делу. А не негодными и противными истине и апостольским и отеческим правилам. …Большинство, присвояющее себе власть без доказательств, устрашить может, но убедить — никогда".

Опубликовано на сайте: Портал-Credo.Ru 16-09-2009

Об авторе: Священник Зураб Арошвили — клирик Истинно-Православной Церкви Грузии под офомором Митрополита Ефрема Бостонского (Святая Православная Церковь в Северной Америке - HOCNA). Служит в Успенской церкви в Тбилиси. Автор цикла писем "Ведущим борьбу изнутри", обращенных "к тем, кто понимает пагубность экуменизма, но остается в экуменических церквах" (Публиковались в журнале "Вертоградъ-Информ", N 9 (42). Сентябрь 1998).
 

No comments:

Post a Comment