Св. мч. Каллистрата
27 сентября / 10 октября 2012
Мы, иерархи Святой Православной Церкви в Северной Америке, предлагаем это краткое изложение святоотеческого учения об Имени Божием и заявляем, что мы безусловно и безоговорочно придерживаемся этого традиционного учения.
Все должны понимать, что, в силу этих заявлений, мы, епископы, не являемся имябожниками, как это определено в настоящем заявлени
и, и что мы веруем, исповедуем и приемлем православную христианскую веру, также определенную в настоящем заявлении.
Что касается постановлений Константинопольских патриархов 1912 и 1913 годов, а также решения так называемого Российского Синода 1913 года, их заявления против имябожников не обоснованы богословски в соответствии с традиционным учением Православной Церкви. Они основывают свои рассуждения на отрицании того, что Имя Божие является святым по естеству; кроме того, они учат, что оно не есть энергия, то есть действие, или благодать Бога. Те, кто так считают, подпадают под свое собственное осуждение, потому что, подобно имябожникам, которых они осуждают, они полагают, что данное в Откровении Имя Бога отделено от Бога. Кроме того, они постоянно говорят о превечном Имени Божием как о каком-то тварном объекте, а не откровенном свыше, как учат наши Отцы.
Именно по этой причине мы, епископы Святой Православной Церкви в Северной Америке, не имябожники. И поэтому причины, по которым мы отказались принять различные постановления и решения о имябожниках, также должны быть ясны.
Наша позиция является отчетливо православной, согласной с традиционным учением Отцов нашей Церкви; в сие мы веруем, сие мы провозглашаем, сие мы исповедуем, и сему мы учим,
"Последующе божественным Отцам"
(Четвертый Вселенский Собор)
РАЗЛИЧНИЕ В УЧЕНИИ
I. Имябожники верят:
1) что Имя Бога — это Его сущность;
2) что Имя Бога отделено от Него;
3) что Имя Бога — это другое Божество;
4) что тварные буквы, звуки и случайные мысли о Боге могут обожествляться или использоваться для оккультных и магических целей.
II. Православные христиане верят:
1) что Имя Бога является не Его сущностью, а Богооткровенной истиной Бога о Самом Себе, то есть Его нетварной энергией, Его нетварной благодатью, Его Провидением, Его Славой. Сущность же Его непознаваема и не имеет имени.
2) что Имя Бога неотделимо от Него;
3) что Имя Бога не является другим Божеством;
4) что тварные буквы, звуки и случайные или привходящие (акцидентальные) мысли о Боге не могут обожествляться и не могут использоваться для оккультных и магических целей.
Св. Василий Анкирский (+363) отвечал языческому проконсулу: "Мое главное имя — Христианин, оно образовано от имени Христа, это имя вечное, и оно превосходит разумение человеческое". Эти слова и сегодня являются ясным и простым исповеданием для каждого православного христианина. Кроме того, как говорит св. Кирилл Иерусалимский (+386), "Имя Божие свято по естеству своему, независимо от того, произносим мы его или нет". Св. Иоанн Златоуст (+407) также говорит нам: "Имя Божие достохвально по самому естеству своему", а святой Макарий Коринфский (+1805) утверждает: "Имя Божие по естеству свято и пресвято, и является источником освящения". Это полностью проясняет рассматриваемый вопрос, поскольку, являясь православным христианами, мы знаем и верим, что единственное Существо, которое является вечным, святым, пресвятым и источником освящения по естеству — это Сам Бог! Это может значить только то, что Его Имя — это действительно Сам Бог, повторимся, не в Своей сущности, но в Своей благодати.
Вместе со св. Климентом Римским (+100) православные христиане верят, что "Имя Божие дало бытие всему созданию" [1]. Ибо для св. Климента и для Отцов Церкви это точно то же самое, что сказать: "Благодать Божия дала бытие всему созданию", а это то же самое, что сказать "Бог дал бытие всему созданию". Вот почему православные вместе со св. Тихоном Задонским и св. Иоанном Кронштадтским могут сказать "Имя Божие есть сам Бог", потому что Имя Божие — это Его энергия и благодать.
Кроме того, как утверждает св. Иоанн Кронштадтский, "когда ты про себя в сердце говоришь или произносишь Имя Божие, Господа, или Пресвятой Троицы, или Господа Саваофа, или Господа Иисуса Христа, то в этом Имени ты имеешь все существо Господа: в нем Его благость бесконечная, премудрость беспредельная, свет неприступный, всемогущество, неизменяемость" — то есть, ты имеешь божественную нетварную благодать.
Исихастские соборы XIV века и Синодик в Неделю Православия утверждают, что и сущность, и благодать Божии — это Сам Бог, хотя они и отличаются друг от друга (см. The True Vine, номер 31, с. 12 слл.). Таким образом, "Имя Божие есть Бог" на самом деле, потому что Его Имя и Его энергия — это одно и то же [2].
III. Имяборцы:
путают взгляды, изложенные в разделах I и II выше и поэтому, подобно католикам и протестантам , приходят к ошибочному заключению о том, что православные христиане виновны в пантеизме и ереси (см.
Постановления Патриарха Иоакима III Константинопольского 1912 года, Патриарха Германа Константинопольского 1913 года и Российского Синода 1913 года). В результате смешения двух этих различных учений константинопольские Постановления 1912 и 1913 годов уклонились от истины, а постановление Российского Синода 1913 года даже попало под анафему исихастских Соборов XIV века и Синодика в Неделю Православия, потому что оно учит ложно о благодати Божией.
Православные христиане не могут "безоговорочно" принимать, одобрять и увековечивать эти ложные учения.
IV. О "Российском Синоде"
Митрополит Антоний Храповицкий писал: "Церковь наша [в России] управляется мирянином или оффициально - учреждением коллегиальным, никогда неведомым Христовой Церкви... Церковь... лишена законнаго главы и отдана в порабощение мирским чиновникам, прикрывающимся собранием шести, семи по-полугодно сменяемых архиереев и двух иереев. Кто же не знает, что такое учреждение не каноническое? что оно не утверждено было при своем основании двумя патриархами, да если б и было утверждено всеми четырьмя, то это говорило бы только о незаконом действии патриархов, а не о канонической законности синодального управления, так как никакие патриархи не могут утвердить и авторизовать учреждения, неведомаго Святому Православию и придуманнаго единственно для его ослабления и растления..."
(Голос Церкви, январь 1912)
+ Ефрем, митрополит Бостонский
+ Макарий, митрополит Торонтский
+ Григорий, викарный епископ Бруклaинский
[1] Очевидно, у св. Климента термин "Имя Божие" означает силу Божию, которая вечная и нетварная.
[2] Это именно то православное учение об Имени Божием, которого придерживались монахи, изгнанные со Святой Горы в 1913 году. Они не соглашались с названием имябожники и называли себя имяславцами.
(c) Перевод с английского "Портала-Credo.Ru"