მიტროპოლიტ კვიპრიანე (კოცუმბას), მწვალებლური ეკლესიოლოგიის მამხილებელი დოკუმენტები - ნაწ. 2


О злочестивом учении Митрополита Оропоса и Фили Киприана


Доклад Архиерейскому Собору Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ) епископа Павловского Андрея

"Князь мира сего диавол, как изначала вел борьбу с Богом так и ныне не перестает через подвластных ему людей, его служителей, вести борьбу с Всемогущим Богом и Его избранным уделом — Церковью святых и градом возлюбленным (Откр.20,8). Он стремится исказить Божественную Истину, Откровение Божие роду человеческому, веру, единожды преданную святым через изобретение и распространение различных лжеучений и ересей, дабы прельстить, если возможно, и избранных (Мф.24,24) и отторгнуть от спасительного тела Церкви Христовой в погибель вечную. Даже среди малого стада истинно-православных христиан враг воздвигает соблазны и разделения. В наше безрелигиозное время, время охлаждения в вере, он ввел пагубную ересь экуменизма, затопившую и отторгнувшую от Церкви все исторические патриархаты. Мягкой и скрытой формой этой ереси является новое учение греческого старостильного "Синода Противостоящих", возглавляемого Митрополитом Оропосским и Филийским Киприаном.

Отделившись в 1985 году от своих епископов, митр. Киприан Оропосский и митрополит Джованни Сардинский образовали свой Синод и создали свою экклесиологию, которую они считают единственно верной, называя других истинно-православных "экстремистами". Эта экклесиология была изложена митр. Киприаном в работе "Экклесиологические тезисы или изложение учения о Церкви для православных, противостоящих ереси экуменизма", Фили, Аттика, 1993г.. При этом Синод Противостоящих заявил, что "соборно обоснованное экклисиологическое основание нашего Священного Синода Противостоящих явно отличается от экклесиологии других Синодов Отеческого календаря в Греции" (послание к РПЦЗ от 24 июня/7 июля 1993 г.).

Учение митр. Киприана было осуждено в 1985 г. Синодом ИПЦ Греции под председательством Архиепископа Хризостома II как неправославное. Осуждают его как лжеучение и другие ИПЦ Греции.

Из русских епископов это общение осудили лишь Преосвященный Епископ Григорий (Граббе) в 1994г., который дал краткий критический разбор экклесиологии митр. Киприана и сделал вывод о том, что Киприан "исповедует свое собственное и никак не православное учение о возможности благодатного действия Святого Духа в явно ставших еретическими церквах. Преосвященный Владыка Григорий (Граббе) справедливо указал, что, приняв учение Киприана, Русская Православная Церковь Зарубежная подпала под собственную анафему экуменизму 1983 г.

Главные положения этого учения следующие:
  1. Таинства, совершаемые еретиками и раскольниками, действительны до тех пор, пока их не осудит всецерковный православный Собор, а решения прежде бывших Соборов недостаточны. Отсюда делается вывод, что еретики и раскольники на самом деле таковыми не являются, а суть лишь "заболевшие в вере члены Церкви, еще не приведенные к суду" (гл. 1).

  2. Православная Церковь на самом деле не едина, а разделилась на заболевших в вере и на противостоящих ереси. Еретики-экуменисты считаются членами тела Церкви и называются "православные экуменисты".

Таким образом, митр. Киприан считает всю совокупность церквей "мирового православия" единой церковью с истинно-православными христианами, в которой действует одна и та же спасительная Благодать Всесвятого Духа.

Киприан сравнивает экуменистов с иконоборцами и утверждает, что до VII Вселенского Собора иконоборцы еретиками якобы не были и таинства их были действительны. Киприан изрекает хулу, говоря, что святыми отцами иконоборцы были принимаемы не в Кафолическую Церковь, а "в Православие", отделяя тем самым Церковь от Православия.

Между тем общее предание Православной Церкви утверждает, что Православие и Церковь — нераздельны, нельзя быть в Церкви без правой веры. Божественный Максим Исповедник сказал: "Бог всяческих объявил кафолической Церковью правое и спасительное исповедание веры в Него (την ορθην και σωτήριον ομολογίαν)". Об этом говорит и св. Киприан Карфагенский: "Как диавол не есть Христос, хотя и обманывает Его именем, так и христианином не может почитаться тот, кто не пребывает в истине Его евангелия и веры" (О единстве Церкви, 14).

Святитель Григорий Богослов учит: "Держащихся иного учения отвращайся и почитай чуждыми Богу и вселенской Церкви" (Послание 2 против Аполлинария). Св. Григорий Палама: "Те, кто от Церкви Христовой, те и от истины; а те, кто не от истины, то и не от Церкви Христовой… ибо мы должны различать христианство не по лицам, но по истине и точности веры".

В Послании восточных патриархов о православной вере сказано: "Веруем, что члены кафолической Церкви суть все и притом одни верные, то есть несомненно исповедующие чистую веру Спасителя Христа" (пар. 11). Таким образом, вне Православия нет Церкви, и кто искажает Православие, отпадает от Церкви.

Святые Отцы на Соборах принимали кающихся еретиков именно в Церковь. Так святой VII Вселенский Собор "сказал: пусть прочитают свои отречения предстоящие епископы как обращающиеся ныне к Кафолической Церкви".

Сам Господь Иисус Христос сказал в Евангелии: "Не верующий в Сына уже осужден" (Ин.3,18). Святой апостол Петр учит также: "у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель" (2 Пет.2,1). Святой апостол Павел в послании к Титу говорит: "Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден" (Тит.3,10-11).

Ежегодно Церковь в Неделю Торжества Православия провозглашает анафемы на еретиков, учение которых было когда-либо соборно осуждено, дабы всем было явно, что все принятые Церковью на Соборах святых отцов решения остаются в силе и по сей день, и отлучая от себя всех, кто не согласен с этим правым и спасительным исповеданием.

Византийский канонист Зонара в толковании на 6 правило II Вселенского собора говорит: "Еретики суть все, мыслящие несогласно с православной верой, хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлучены от Церкви, хотя бы древних, хотя бы новых ересей они держались".

Согласно этому и Восточные Патриархи в своем окружном Послании Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви объявили, что православная вера, "будучи уже вполне раскрыта и запечатлена, не допускает ни убавления, ни прибавления, ни другого какого-либо изменения, и дерзающий или сделать или советовать или замышлять сие, уже отвергся веры Христовой, уже подвергся добровольно вечной анафеме за хулу на Духа Святого.

Святитель Филарет Нью-Йоркский вторит сему голосу Отцов: "Анафема, возглашаемая Церковью, есть отлучение от Неё того, кто фактически перестал в ней уже состоять" (Проповеди, т.1, стр. 115).

Таким образом, суждения Святых Отцов и Соборов являются вечными определениями и падают на голову любого, кто искажает веру Церкви. 15 правило Двукратного Собора называет епископа, проповедующего ересь и над которым еще не было церковного суда, "лже-епископом", так как он, очевидно, подпал суду прежних святых Соборов и осужден ими.

Итак, Церковь вопреки Киприану всегда учила и учит, что не Соборы, а сами ереси отлучают их последователей от Православной Церкви и от Бога, лишают их Божией Благодати и спасения. Соборы лишь громогласно провозглашают осуждение ересям и всем держащимся их, утверждают догматы веры, и делают для желающих спастись общеобязательным веровать так, как они законоположили.

Киприан нечестиво учит, что единая Церковь Христова разделилась на зараженных в вере и устоявших. Согласно Киприану вся Церковь состоит из "здоровых членов" — православных, и "заболевших членов" — еретиков и раскольников, еще неосужденных и поэтому "неотторженных" от Тела Церкви. Здоровым членам запрещено общаться с заболевшими. Но заболевшие едины со здоровыми потенциально (δύναμει), а осужденные отторжены реально митр. Киприан, издание Синода Противостоящих, № 1 январь 2000 с.31-32).

Однако это учение чуждо православному преданию, которое учит, что Церковь как тело Христово разделиться не может, от него можно только отпасть. Как у Господа Иисуса Христа не может быть нескольких тел, так у Него не может быть и нескольких Церквей. Господь сказал, что врата ада не одолеют Церкви (Мф.16,18)", а "не устоявший в части благого, сей отделился от Неё, устоявший же не отделился" (преп. Варсануфий и Иоанн. Вопрос 810). "Епископство нераздельно, — учит св. Киприан Карфагенский, — и Церковь Кафолическая едина, неразделима и нераздробима, но повсюду соединена и скреплена узами согласующихся между собою пастырей". Еретики и православные никогда не были в одной Церкви, в одном теле Христовом, но еретики отпадают от Церкви.

Киприан неправильно учит о новостильниках и экуменистах как членах Церкви, но одновременно признает возможным отделяться от них в "противостоящую нововведению" "параллельную" Церковь, образуя тем самым "самочинное сборище". Экклисиология Киприана грубо искажает православное богословие и вводит хаос в каноническое право Церкви. Она сводит ересь к понятию простого греха. Грех потенциально отделяет человека от Церкви верных, но пока грешник остается православным по вере, он пребывает в Церкви и делает свое покаяние. Ересь же как смертельный грех ума всегда реально отделяет человека от Церкви".

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=60529&cf=

No comments:

Post a Comment