Татьяна Сенина
Вертоградъ-Информ № 11–12 (56–57) (1999) 16–31 [1]
...Тогда станет в дерзновении мнозе праведник пред лицем оскорбивших его и отметающих труды его. видевше же его смятутся страхом многим и ужаснутся о преславном спасении его. Рекут бо в себе кающеся, и в тесноте духа воздохнут и рекут: сей бе, егоже имехом некогда в посмех и в притчу поношения, безумнии, житие его вменихом неистово, и кончину его безчестну. Како вменися в сынех божиих, и во святых жребий его есть? Убо заблудихом от пути истиннаго, и правды свет не облиста нам, и солнце не возсия нам. Беззаконных исполнихомся стезь и погибели, и ходихом стези непроходны, пути же Господня не разумехом.
Из третьей паремии святителям (Прем. Сол. 5:1–7)
Святитель Филарет, в миру Георгий Николаевич Вознесенский, происходил из благочестивой православной семьи. Он родился в городе Курске 22 марта 1903 года. Отец его был священником и, впоследствии, архиепископом Русской Зарубежной Церкви Димитрием Хайларским. В 1909 году семья Владыки Филарета переехала на Дальний Восток, и до 1920 года будущий святитель жил в Благовещенске, где окончил гимназию.
Вот что сам Владыка рассказывал о своем детстве в слове при наречении во Епископа Брисбенского [2] : «В моей жизни, в ее детские и юные годы вряд ли есть что-либо особо заслуживающее внимания, кроме, быть может, того воспоминания из лет раннего детства, когда я малым ребенком шести-семи лет по-детски наивно любил “играть в службу” — делал себе подобие церковного облачения и “служил”. А когда родители стали мне это запрещать, то Владыка Евгений, епископ Благовещенский, наблюдавший дома эту мою “службу”, к их изумлению, твердо их остановил: “Оставьте, пусть мальчик «служит» по-своему. Хорошо, что он любит Божию службу”». Из этого эпизода видно, что будущее высокое церковное служение Владыки как бы было прикровенно предсказано еще в его детстве.
После окончания гимназии будущий Архипастырь переехал в Харбин, где закончил Политехнический институт и получил специальность инженера-электромеханика. Впоследствии, уже будучи первоиерархом РПЦЗ, он не забывал своих друзей по институту. По воспоминаниям всех знавших его, и в школе, и в институте он всегда был ласковым, добрым товарищем. Он отличался большими способностями и всегда был готов помочь и много помогал своим соученикам, выручая каждого из возможной «беды», угрожавшей ему. После института он занялся преподавательской деятельностью и был известен как хороший, знающий педагог; ученики любили и ценили его. Наставления же его для молодежи шли дальше границ школьной программы и проникали во все проявления человеческой жизни. Многие его бывшие ученики и коллеги после встречи с ним всю жизнь высоко ценили авторитет Владыки.