От зрелища, представляемого
древностью, обратимся к зрелищу представляемому современностью. Что должны
сказать мы о себе? Как жить, как действовать нам? Ответы на эти вопросы находим
у древних иноков: они предвозвестили о нашем положении; они и предначертали
образ действования в этом положении. "В последнее время", - сказал
один из них, - "те, которые по истине будут работать Богу, благоразумно
скроют себя от людей и не будут совершать посреди их знамений и чудес, как в
настоящее время. Они пойдут путем делания, растворенного смирением, и в
Царствии Небесном окажутся большими Отцов, прославившихся знамениями".
Какое основательнейшее наставление, какое утешение для нас в этих пророческих
словах знаменоносного и духоносного Отца! По причине умножения соблазнов, по
причине всеобщности и господства их, по причине забвения евангельских заповедей
и пренебрежения ими всем человечеством - необходимо для желающего спастись
удаление от общества человеческого в уединение наружное и внутреннее. По
причине иссякновения благодатных руководителей, по причине умножения
лжеучителей, обманутых бесовскою прелестью и влекущих весь мир в этот обман,
необходимо жительство, растворенное смирением, необходимо точнейшее жительство
по евангельским заповедям, необходимо соединение молитвы с плачем о себе и о
всем человечестве, необходима осторожность от всякого увлечения разгорячением,
думающим совершать дело Божие одними силами человеческими, без действующего и
совершающего свое дело - Бога. "Спасаяй да спасет свою душу," - сказано
остатку христиан, сказано Духом Божиим. Спасай себя! Блажен, если найдешь
одного верного сотрудника в деле спасения: это - великий и редкий в наше время
дар Божий. Остерегись, желая спасти ближнего, чтобы он не увлек тебя в
погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом:
не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него
сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по
возможности избегнуть влияния его. "Ныне почти нет истинного
благочестия," - говорит уже Святитель Тихон за сто лет перед сим, -
"ныне одно лицемерство". Убойся лицемерства во-первых в себе самом,
потом в других: убойся именно потому, что оно - в характере времени и способно
заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение. Не
подвизайся на показ, но в тайне для твоего спасения, перед очами Бога, - и
очистится твое поведение от лицемерства. Преследуй лицемерство в себе, изгоняя
его из себя; уклонись от зараженных им масс, действующих и намеренно и
бессознательно в направлении его, прикрывающих служение миру служением Богу,
искательство временных благ искательством благ вечных, прикрывающих личиною
святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям.
No comments:
Post a Comment