История появления праздника Успения описана у Иоанна
Дамаскина в произведении «Второе похвальное слово на Успение Богоматери», в
частности там приводятся следующие слова иерусалимского епископа Ювеналия:
« В Святом
и Боговдохновенном Писании не передается ничего о кончине Пресвятой Богородицы
Марии. Однако из древнего [и] достовернейшего предания мы узнали, что во время
Её Славного Успения все святые Апостолы, которые были рассеянные по вселенной
для спасения народов, в мгновение по воздуху были собраны в Иерусалим и, когда
были поблизости, им явилось видение ангелов и стало слышно Божественное пение
высших сил. Так с божественной и небесной славой [Пресвятая Богородица] предала
Свою святую душу в руки Божий неким неизреченным образом. Богоприемное её тело,
вынесенное и погребённое с ангельским и апостольским пением, было положено во
гробе в Гефсимании. И [на] этом месте три дня продолжалось непрерывное
ангельское пение. Когда же через три дня ангельское пение прекратилось, то
апостолы открыли гроб, поскольку один из них, отсутствовавший и прибывший после
третьего дня, пожелал поклониться богоприемному телу. Но они не смогли найти Её
всепетое тело, так что, обретя лишь лежащие погребальные одеяния и исполнившись
[исходящего] от них несказанного благоухания, они закрыли гроб. Пораженные
чудом таинства [апостолы] только и могли подумать, что Бог Слово и Господь
Славы, благоволивший воплотиться по ипостаси и вочеловечиться от Неё и родиться
по плоти, а после рождества сохранивший невредимым Её девство, Сам благоволил и
после отшествия Богоматери почтить Её чистое и незапятнанное тело нетлением и
перемещением прежде общего для всех воскресения.[10]. »
Сам же праздник в честь Успения Богородицы изначально
назывался по-другому, а именно праздник «Память Блаженной», под таким
наименованием в V веке
его начали праздновать в Сирии. Название праздника в VI веке было заменено на «Праздник
кончины Божией Матери». Несториане праздновали его в пятницу после Богоявления.
В сиро-яковитском календаре от 675 года праздник Марии отмечался 26 декабря, и
эта дата долго сохранялась при появлении других. Около 460 года празднование
Святой Марии 15 августа (Μνημη της Θεοτοκου)
дошло в Иерусалим и, собственно, в Вифлеем, но это был праздник прославления
Святой Марии без связи с событиями вокруг её смерти. Дальнейшим этапом в
развитии смысла праздника после 460 года стало обозначение 15 августа днём
смерти Девы Марии. Как сообщает Никифор Каллист Ксанфопул в своей «Истории Церкви»
император Маврикий издал эдикт, в котором установил дату празднования Успения
Богородицы — 15 августа. (PG.
147. Col. 292)[11]. В
Риме праздник под названием Dormitio Beatae Virginis
установлен при папе Сергии I
(687—701), заимствован из Константинополя.[12].
No comments:
Post a Comment