Николай Дурново СУДЬБЫ ГРУЗИНСКОЙ ЦЕРКВИ. ნაწყვეტები. I

                                                 
ეგზარქოსი ალექსი
მოკლე ბიოგრაფიული ცნობები



Никола́й Никола́евич Дурново́ (23 октября (4 ноября) 1876, Москва — 27 октября 1937, Сандармох под Медвежьегорском, расстрелян) — российский лингвист, член-корреспондент АН СССР (1924), академик Белорусской АН (1928—1930, исключён). Труды по русской диалектологии, истории русского и славянских языков, русской морфологии, теории грамматики, а также по древнерусской литературе. Создал классификацию русских диалектов, в общих чертах принятую и современной наукой.

 «Русские экзархи в Грузии, посылаемые в Грузию, смотрят на эту страну, как на область, данную им на разграбление»...

«В ризнице Гелатскаго монастыря до 1870-х годов хранились миллионныя сокровища. Между ними были: 1) древне грузинское Евангелие XI века, в золотом окладе, с замечательными по редкости майоликами»... «Евангелие это, с разрешения экзарха Евсевия, было взято Кутаисским губернатором гр. Левашевым, который, сняв с него золотой оклад, заменил его малоценным серебряным, работы Сазикова. (!) Ныне богатый оклад с сего знаменитаго евангелиа сохраняется в музее гр. Строгонова, в Петербурге, куда поступил от гр. Панина. Англичане давали за оклад Евангелия сто тысяч фунтов стерлингов, 2) Патриаршее облачение имеретинских католикосов, из толстой шелковой материи, расшитое золотом и украшенное крупным жемчугом...

«Богатое это облачение сделано было до падения Константинополя. Однако золота с него вытоплено 8 фунтов, а жемчуг, рубины употреблены на ожерелье32.

В расхищении и подмене сокровищ винили графа Панина и ген. Левашева, которые получили разрешение от экзарха Евсевия»33.

«В то же время, не без ведома экзарха Евсевия, исчезли из Сионскаго собора многие драгоценности и целые пуды жемчуга, снятые с древних святительских омофоров и саккосов, вместе с драгоценными украшениями с Чудотворной Сионской иконы Божией Матери. Точно также исчезла многочисленная золотая утварь: сосуды, кресты и другия сокровища из кафедральных соборов34: Мцхетскаго, Алавердскаго, Бодбийскаго, Ниноцминдскаго и других, а вслед за ними Иоанно-Крестителевой пустыни, Джуматскаго, Шемокмедскаго и других монастырей»... Еще недавно, по словам епископа Кириона, в ризнице Сионскаго собора хранились рукописи с миниатюрами. «Ее взял гр. Бобринский с разрешения экзарха; вырезал миниатюры, – пропали и миниатюры, и текст, помещенный на обороте их». (См. Церк. Вед. 1906, №47, стр. 16).

О патриаршем облачении Имеретинских католикосов, о котором мы говорили на предшествующих стрр., «расшитом крупным жемчугом», известно следующее: «На саккосе был вышит символ веры на греческом языке, так. образом: на правом рукаве – первый член символа веры, на передней половине саккоса (разделенной эпитрахилью с вышитыми 12-ю апостолами) следующие шесть, на левом рукаве – восьмой, девятый, десятый; на оборотной половине изображение Христа Спасителя, на престоле с книгою в руках; поверх вышитаго изображения – слова одиннадцатого члена, а внизу двенадцатого. Когда патриарх садился на кафедру, то оборотная половина откидывалась. Свидетельство веры, т. о. всегда у всех было на виду. Митра, усыпанная жемчугом, украшалась бриллиантовым крестом, некогда венчавшим корону царя Вахтанга (446–4891), который добыл этот крупный бриллиант во время походов в Персию.

Крест, предносимый пере католикосом Имеретии, был из цельнаго рубина, замененнаго ныне сердоликовым». «При экзархе Павле изчезла из Метехской церкви чудотворная икона Метехской Богоматери (Вифлеемской), в золотом окладе, стоившем 50 тыс. рубл. В нем было вложено множество св. мощей. Св. икона была под тремя замками. В 1891 г., при экзархе Палладиe, она найдена на чердаке в той же церкви, без оклада. При экзархе Павле из ризницы Сионскаго собора исчезла чудотворная икона Ниноцминдской Божией Матери, на которой был многоценный оклад, из чистаго золота». Не лучше стояло дело и при экзархе Палладие. Он «предоставил своему любезному художнику, армянину Сабингусу, взять из монастырей: Мингрелии и Гурии лучшия и драгоценныя украшения с древних икон, под видом изготовления новых риз. Сабингус взял из монастырей: Мингрелии и Гурии лучшия и драгоценныя украшения с древних икон, под видом изготовления новых риз. Сабингус взял из монастырей Мартвильскаго, Хобскаго,

Джуматскаго и Шемокмедскаго эмалевые образа замечательной работы и высокой стоимости, а до того он «поснимал» замечательные малиолики с икон Гелатскаго монастыря. Все взятые сокровища Сабингус предоставил экзарху Палладию и тот дозволил ему все это продать». Часть эмалей приобрел известный любитель древностей г. Звенигородский. В настоящее время лучшие и богатейшие грузинские манускрипты находятся в библиотеках; Лондона, Парижа, Вены, Берлина, Рима, куда они охотно сбывались при деньголюбивом экзархе Евсевие. За то в Тифлисском музее можно видеть целые манускрипты с вырезанными миниатюрами и листами, чем занимались многие русския высокопоставленные лица».

«Святыни наши, говорит д-р Эристов-Шервашидзе в кн. «Памятная записка о нуждах Грузинскаго народа», «которые грузинский народ в былыя времена всем своим существом берег и защищал, ныне среди белаго дня расхищаются, наши храмы, видевшие течение веков, сделались достоянием грабителей, и монастыри приходят в мрак запустения или невежественными (русскими афонскими) монахами оскверняются». И кто же были главными расхитителями? Русские экзархи! При экзархе Евсевие разграблены почти что все монастыри – в Грузии. Из них, говорит ревнитель Грузинской церкви, выше названный автор, «похищены святыни, уцелевшие от нашествия турок-османов. Но этим одним не ограничил своей деятельности внутренний враг и он, как воплощение безверия и атеизма, стал распространять среди грузинскаго народа семена неуважения к самой идее церкви, и, в своих агрессивно настроенных действиях, стал настолько дерзким, что открыто воспретил народу посещать храмы и монастыри дедовских времен».

«Подобное горестное состояние Грузинской церкви ввергло все население Картвельскаго народа в крайне тяжелое положение, и грузинский народ сериезно встревожился за судьбу своей церкви, за целость и самобытность которой он перенес столько войн и бедствий от окружающих народов. Причины же, приведшия к таким плачевным и отрицательным результатам, в том бюрократическом строе жизни Грузинской церкви, которая создалась в присоединенной Грузии новыми начинаниями и реформами»...

No comments:

Post a Comment