1. Покаяние является началом и
серединой и концом христианского образа жизни: поэтому оно взыскуется и
долженствует быть и прежде святого крещения и в святом крещении и после святого
крещения. При божественном крещении от нас требуется отчет: потому что оно
является торжественным обещанием с нашей стороны иметь добрую совесть перед
Богом и договором и обязательством проводить богоугодную жизнь и иметь образ
жизни приятный Богу. Потому что, уверовав, мы соединяемся с благим и преблагим
Христом, отрекаясь от лукавого и вселукавого врага, и обещаем держаться всеми
силами благотворных Божиих заповедей, при этом удерживаясь от всякого злого
намерения и дела; итак, вопрошаемы, мы отвечаем или непосредственно сами или
через наших восприемников [2], как это бывает при крещении младенцев, - что то,
во что мы уверовали, это самое мы с любовью приняли в душу, и мысленно дали
обет (или: заключили договор). И поскольку, согласно Апостолу: "Сердцем
убо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение" (Рим.10:10), то
совершив доброе исповедание устами, мы получаем спасение в Бане Пакибытия [3].
2. Поскольку же и божественную
сию купель и все то, что связано с ней, большинство, получая в младенческом
возрасте, не сознают значение совершаемого Таинства, то, давайте, теперь, когда
и наступающий Праздник сего требует, мы вкратце откроем слуху всех нас: в чем
заключается сие значение. Потому что, думаю, что не малая будет польза,
особенно же для слушающего со вниманием, от воспоминания и исследования всего
того, что священно совершается в божественном (святом) крещении. Потому что
благодаря приведению сего на память, осознав, что нечто из принятых при оном
обязательств мы позднее презрели (нарушили) или чему-либо и даже начала не
привели в дело, мы путем покаяния исправим это. - Итак, иерарх, поучив
приступающего, ищущего крещения, сначала сам внутренно настроившись в добре,
как подражатель любящего добро Владыки, духовно воссылает благодарение Богу,
Единому Хотетелю и Промыслительному Подателю всякого блага. Затем он созывает
сущую в его распоряжении Церковь: т.е. со-празднующих и содействующих спасению
приходящего к святому крещению, - и став вместе с иереями у Священной Трапезы,
дабы вместе с ними совершить явное благодарение [4], после сего, выйдя,
общественно вопрошает пришедшего: чего желая, он пришел в Церковь? - Когда же
тот ответил, - или сам по себе или, если это малолетний ребенок, - что желает
при его посредничестве и содействии быть Божиим и получить божественное
(таинство); на это иерарх ему говорит: "Поелику имаши приступити к
истинному и совершенному и безгрешному Богу, то долженствует, дабы и твое
приступание было соответствующим сему, а также принятие на себя обязательств и
дальнейшая твоя жизнь, т.е. подобает, чтобы это было истинным, цельным и
безукоризненным"; и таким образом указав ему, в чем состоит образ жизни по
Евангелию Христову, он опять вопрошает его: действительно ли он готов жить
таким образом? Когда же тот подтвердит это, святитель его знаменует (осеняет
крестным знамением) и предписывает священникам удостоить его внесением его
имени в список (православных христиан), таким образом вчиняя его в число
спасающихся, как человека возлюбившего животворящий образ жизни. Затем,
помолившись опять Богу, иерарх заповедует ему снять с себя все одежды и,
поставив его лицом на запад, как бы самым жестом, отвергнуть и дунуть и
отречься от сатаны; и это отречение, путем вопроса (со стороны епископа
крещающемуся) совершается трижды. Обозначает же сие обнажение от одежды -
отвержение древнего человека и его нечестивой жизни; а то, что он смотрит на
запад, обозначает самым жестом отвергнуть уклонение в мрачный грех; дуновением
же он это показывает: выдыхая и отвергая и как бы отбрасывая вон диаволу, как
его собственность, приверженность к нему; троекратным же исповеданием отречения
обозначает твердое и полнейшее притечение от супостата к Богу. По окончании
сего, святитель велит имеющему быть крещенным повернуться на восток и,
простерши руки, сочетаться со Христом, делая это путем троекратного вопрошения
(со стороны епископа к крещаемому). Смотрение же на восток изображает взирание
к божественному Свету человека бегущего от зла; вздымание рук знаменует
молитву, стяжавшую дерзновение ("пепаррисиасмэнин просэвхин"); то,
что крещающийся исповедует три раза свою решимость быть причисленным ко Христу,
представляет незыблемость его завета с Богом. Таким образом, его, -
удалившегося от всякого зла и пришедшего всеми силами к всесовершенному Добру,
- святитель три раза знаменует (помазует в форме крестного изображения на челе)
святым елеем помазания и предоставляет священникам совершить помазание
остальных частей тела. Это помазание обозначает приготовление крещающегося к
священным подвигам, на основании чего следуя по стопам Первого
Свидетельствовавшего при Понтийском Пилате - Христа, таинственно умирает вместе
с Ним, становясь мертвым греху. Божественное крещение является символом
(знамением) Его смерти. После же священного помазания, он немедленно приводится
к священной купели, чтобы предъосвятится ("прокатагиастиси")
многовидными и всесвященными действиями и молитвенными призываниями; затем
иерарх крещает пришедшего, три раза погружая его в воду, при каждом погружении
призывая каждую в отдельности из Трех Покланяемых (Божественных) Ипостасей.
3. Вода имеет в себе
очистительное свойство, но не - в отношении душ; и для погружаемого в нее она
обладает свойством смыть загрязнения, но не - скверны, происшедшие на основании
греха; посему - чтобы даровать ей такие свойства [5] в нее погружается, ради
нас, крещаемый Врач и душ и Отец духов, взимающий грех мира Христос, Крещение
Которого мы и предпразднуем сегодня. Потому что вместе с Собою Он внедрил в
воду благодать Пресвятаго Духа, которую привлек свыше, чтобы для крещаемых
затем в Него, погружаемых в воду, в ней находился Сам Он и Дух Его, сообщающий
Себя им неизреченно и усваиваемый ими и исполняющий очистительной и
просвещающей разумные существа благодатью; и это - то, что говорит божественный
Павел: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся"
(Гал.3:27). Три погружения в воду бывают во имя спасительного призывания
Живоначальной Троицы, но и изображают тридневное погребение Господне,
Погружениям же следуют равночисленные восхождения из воды: потому что иначе не
могли бы совершаться и три погружения; в равной же мере означают они и
воскресение (или: востание) от греха трехчастности души, и возведение в нетление
сих трех: ума, души, а также и тела: так что в божественном крещении можно
видеть и смерть и жизнь, погребение и воскресение, по образу Господа, Который
"еже умре единою; а еже живет, Богови живет" (Рим.6:10); что и Сам Он
говорит: "Яко грядет мира сего князь, и во Мне не обрящет [6]
ничесоже" (Ин.14:30); так долженствует быть и по отношению к нам,
крестившимся в Его смерть; потому что, путем божественного крещения, умерев
греху, мы должны жить Богу, путем добродетели, дабы князь мрака, придя и ища,
не нашел бы в нас ничего угодного ему. И как, после того, как Христос востал от
мертвых, "смерть Им ктому не обладает" (Рим.6:9), так и нам, после
востания, путем божественного крещения, от греховного падения, долженствует
иметь тщание больше уже не быть обладаемыми грехом. "Яко елицы во Христа
Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся. Спогребохомся убо Ему крещением
[7], да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении
жизни ходити начнем" (Рим.6:3).
4. Посему и иерарх, облачив крестившегося
в светлую одежду и помазав божественным миром и соделав его причастником
Христова Тела и Крови, отпускает, явив его чадом Света, на основании сего
ставшего единым телом со Христом и причастником Божественного Духа; потому что
мы и возрождаемся и становимся сынами Божиими, небесными - вместо земных: и
вечными - вместо привременных, после того как Бог таинственно всадил в сердца
наши небесную благодать и печать усыновления, помазанием божественного сего
мира знаменуя нас и печатлея Всесвятым Духом в день Искупления, если только сие
исповедание мы сохраним до конца незыблемым и обещания исполним делами, а если
бы что не сделали, возместим это покаянием. Посему и после божественного
крещения требуются дела покаяния; если же оно отсутствует, то наши слова
обещания Богу не только не способствуют, нам, но и идут нам в осуждение. -
"Лучше есть тебе еже не обещаватися, нежели обещавшуся тебе, не
отдати" (Еккл.5:4); и как говорит корифей Апостолов, Апостол Петр: -
"Лучше бе им не познати пути правды, нежели познавшим, возвратитися вспять
от преданныя им святыя заповеди. Случися бо им истинная притча: пес возвращся
на свою блевотину: и, свиния омывшися, в кал тинный" (2Пет.2:21;
Прит.26:11); другой же из Апостолов говорит: - "Покажи ми веру твою от дел
твоих" (Иак.2:18); и: - "Кто верен? - да покажет от добраго жития
веру свою" (Иак.3:13 парафр.). Сам же Господь говорит: "Что Мя
зовете: Господи, Господи! - и не творите яже глаголю?" (Лк.6:46). Потому
что Бог, будучи живым и истинным, и от нас требует истинных обещаний, и веру
живую, а не мертвую; а вера без дел мертва есть (Иак.2:26).
5. Но поскольку покаяние является
началом и концом христианского образа жизни, то посему Господень Предтеча и
Креститель, полагая начало образа жизни по Христу, проповедывал говоря:
"Покайтеся, приближи бо ся царствие небесное" (Мф.3:3). И Сам
Господь, Совершенство всего прекрасного, проповедуя, говорил то же самое
(Мф.9:13; Мк.2:17; Лк.5:32; 1Тим.1:15). Покаяние же заключается в том, чтобы
возненавидеть грех и возлюбить добродетель, и уклониться от зла и сотворить
благо; предшествует же сему самопорицание за свои прегрешения и раскаяние пред
Богом и устремление к Нему с сокрушенным сердцем и ввержение себя в пучину Его
щедрот, признавая себя недостойным считаться в числе сынов Божиих, как и
Блудный Сын, каясь, говорил: "Господи, несмь достоин нарещися сын Твой:
сотвори мя яко единаго от наемник Твоих" (Лк.15:19). Посему и Господень
Предтеча и Креститель, представляя всем людям царство небесное, свидетельствует
о том, что оно приблизилось, дабы, вот, по причине величия божественного и
небесного царства, люди сочли себя недостойными его и порицали себя, что и
бывает началом спасения для всякого и исходной точкой обращения к Богу. Но и
секирою он угрожает и решительно утверждает, что она лежит при корне дерева,
угрожая вот-вот посечением его; посечение же есть приговор Божий на
оправдывающих самих себя и грешащих без всякого раскаяния, согласно которому
(приговору), вырванные и из здешней, и из будущей жизни, они отсылаются в
мрачную и неугасающую геенну. Посему и неугасимым горением угрожает Креститель,
имеющим объять тех после посечения, являя чрез это - весь ужас Божиего гнева и
оное вечное мучение, - чтобы этим обратить в чувство оный бесчувственный народ,
а также и позднейших людей, подобных им.
6. Предтеча Господень побуждал не
только к началу покаяния, которое выражается в отстранении от зла и в полезном
сокрушении сердца, но требует и плодов, достойных покаяния. Какие же это плоды?
- Прежде всего, это - исповедь; что и делали приходящие в то время к Иоанну
Крестителю. Потому что говорится: "Исхождаху и крещахуся во Иордане,
исповедающе грехи своя" (Мф.3:5-6). Затем: праведность, творение
милостыни, умеренность, любовь, истина; как он говорит им: "Ничтоже более
повеленнаго вам творите"; и: "никогоже обидите, ни оклеветайте";
и: "Имеяй две ризе, да подаст не имущему: и имеяй брашна, такожде да
творит" (Лк.3:11-14). "Всяка дебрь исполнится, и всяка гора и холм
смирится" (ст.5) [8]. Что же он хочет сказать выражением: "долы
наполнятся, и холмы смирятся"? - То самое, что Господь ясно возвещает:
"Яко возносяйся, смирится: смиряяй же себе, вознесется" (Лк.18:14).
"И будут", говорит Иоанн Креститель, "стропотная в правая, и
острии в пути гладки, и узрит всяка плоть спасение Божие" (Лк.3:5-6) [9].
"Стропотный путь" (кривизна) это: - ложь, обман, клевета;
"неровный же путь" это: - гнев, ненависть, зависть, злопамятство; -
что все исправляется и сглаживается делами покаяния. И таким образом:
"всяка плоть", т.е. - всякий человек из всякого народа и рода,
исправивший и выпрямивший себя покаянием, "узрит спасение Божие".
7. Говоря же это вам, братие, я
не мало скорблю душою, сравнивая, как это мы, удостоившиеся многого благодаря
крещению во Христа, даже и того не исполнили, что требовал Иоанн от приходящих
к его крещению, хотя от даемого тогда Иоанном крещения, настолько разнится
крещение, подаемое Господом, которого мы удостоились, насколько благодать
Божиего Духа превосходит воду; и показывая это, Господь сказал Ученикам:
"Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым"
(Деян.1:5): и Иоанн крестил с тою целью, чтобы люди уверовали в Грядущего
(Христа). Господь же от Себя перестроил Иоанново крещение, таинственно внедрив
от Себя в это крещение приснотекущий источник благодати. Потому что, в то
время, когда Иоанн учил сему приходящих к нему, приходит Иисус из Назарета
Галилейского на Иордан, чтобы креститься от Иоанна. Приходит же не после
двенадцатого дня со дня Своего Рождения, как это ныне мы совершаем праздник, с
прекрасной целью в течение года совершить память всего совершенного ради нас по
Богочеловеческому домостроительству [10], но приходит быв тридцатилетнего
возраста, - как повествует Лука (Лк.3:23), - являя Себя как один из среды
народа и не обнаруживая Себя чем-либо отличающимся (от других людей), (приходя)
в простоте и крайнем смирении и безвестности.
8. Однако, Иоанн, прозорливым
духом узнав Его, возвестил о Нем народу: "Посреде вас стоит, Егоже вы не
весте, Той есть грядый по Мне" - по рождению во плоти и по явлению (Своему
народу) - "Иже предо мною бысть" - как Бог и Божие Слово и Божий Сын,
родившийся от Отца прежде веков, и ныне в Себе несущий телесно полноту
Божества; "Емуже несмь достоин, да отрешу ремень сапогу Его"
(Ин.1:26-27). Сандалия же Бога Слова что иное есть, как, конечно, не плоть ли,
в которую Он, ради нас, обулся? "Ремень же сандалий" - это способ
сочетания Божества и плоти, который, поскольку он неизреченен, то ни он - выше
которого нет из рожденных женами, - не довлеет, чтобы разрешить (тайну) и исследовать.
"Той", говорит он, "вы крестит Духом Святым и огнем"
(Лк.3:16), т.е. - огнем просвещающим или же карающим, согласно заслугам каждого
человека, получающего то, что отвечает его душевному состоянию. Мы все являемся
Его словесной нивой; Он имеет, отвечающую сей ниве, "веялку в руках",
т.е. - служебные силы и Ангелов, служащих будущему суду, разделяющих плевелы от
пшеницы; в выражении же: "рука", понимай: "власть". "И
отребит", говорит, "гумно Свое", т.е. - весь мир, "и
пшеницу", т.е. - плодотворных в праведности, "соберет в житницу
Свою", т.е. - в небесные обители; "плевелы же", т.е. -
неключимых в подвигах добродетели, "сожжет огнем негасимым"
(Мф.3:12). Если же - неугасим оный огонь, и материал для сожжения не истощим, то
этим он представляет вечность наказания.
9. Это, вот, именно Иоанн говорил
народу и до пришествия Господня на Иордан и в присутствии Его. Видя же Его
преклонившегося (для принятия крещения), он сам преклонившись, "возбраняше
Ему, глаголя: аз требую Тобою креститися": потому что будучи порождением
ветхого семени и наследником оного грехопадения и происшедшей, на основании
сего, скверны, и я сам имею нужду получить от Тебя очищение, и Ты ли,
Воплотившийся без семени от Святыя Девы, и как Бог - единый сущий безгрешный,
приходишь, Владыко, ко мне? - Владыка же, повелевая рабу, - "Остави
ныне", говорит ему. Прибавил же "ныне", потому что после
Крещения Господня, в равной мере все оное место стало духовной купелью; и
вместе с Иоанном объемлет и всех прочих, как от источника от Божественного оного
Тела, изливающаяся на всех Божия благодать, объемлющая всех достойных и
божественным образом просвещающая и искупающая от праотеческого проклятия. И
это - то, что сам Иоанн возвестил после сего: "Сей есть, Егоже рех Иже по
мне грядет, предо мною бысть, яко первее мене бе; и от исполнения Его мы вси
прияхом" (Ин.1:16,30). - "Остави убо ныне", говорит ему Иисус, -
"тако бо подобает нам", т.е. Мне; является же это и Владычним
повелением Иоанну; "Тако бо подобает нам исполнить всяку правду"
(Мф.3:15), т.е. - не оставить ни одну из божественных заповедей не исполненной
Мною; человеческое же естество таким образом совершенно оправдать и исполнить
его еще более очевидным образом божественной и присносущной благодатью; поэтому
явно прияв от тебя крещение, Я привлеку на человеческое естество Дух
усыновления свыше.
10. Иоанн, услышав Владычнее
повеление: "остави", уже не имея что возражать, допустил Господу
креститься (от него); мы же о дальнейшем из предлежащей темы будем говорить
после, потому что это - предмет принадлежащий главному дню (праздника
Богоявления). Поелику же Сей Дух и приходит и уходит по Своей воле, как
обладающий равной силой со Отцем и Сыном, и пребывает в живущих в покаянии, не
покидая и согрешивших, как мы познали на опыте Давида, но отступает от грешащих
и не чувствующих при этом раскаяния, как было с оным Саулом, - то да будет всем
нам, делами и словами и мыслями в течение всей нашей жизни держась покаяния,
иметь Его всегда обитающим в нас, вразумляющим нас и лелеющим нас и подающим
нам высочайшее спасение ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Примечания:
1. По изд. 1861 г. числится за
№59, стр.235-246: "Беседа о вещах совершающихся при божественном крещении
и о словах, сказанных о сем со стороны Иоанна Крестителя. Произнесена в
навечерии Светов.
2. Крестные родители.
3. Т.е. крещальная купель,
таинство крещения.
4. "Мэта то фанеран пиисас
евхаристиан" - возможно совершить Божественную Литургию.
5. Фраза додана нами для ясности.
6. Ориг. цитата: "не имать
ничесоже".
7. Ориг. цитата: "Спогребохомся
убо Ему крещением в смерть...".
8. Рус. пер.: "Всякий дол да
наполнится, и всякая гора и холм да понизятся".
9. Рус. пер.: "Кривизны
выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими".
10. Т.е. всех событий и всех дел,
которые имеют непосредственное отношение к делу спасения человека, совершенного
Господо
No comments:
Post a Comment