Господи Иисусе Христе, помилуй
мя! и сокращеннейше: Господи помилуй! от Апостольских времен даровано
христианам, и определено, чтоб они нерпестанно возглашали сие, как и
возглашают. Впрочем, делая так, весьма не многие ныне знают, что значит:
Господи помилуй! Потому взывают бесплодно; вопиют: Господи помилуй! а милости
Господней не получают, потому что не ведают сами, чего ищут.
Сего ради надлежит нам знать:
какая это милость Господа Иисуса? – Какая?! – Всякая: все, что нам потребно в
настоящем нашем падшем состоянии, в Его деснице есть. Ибо Он, с тех пор, как
воплотился и сделался человеком, как пострадал такие страсти, и излиянием
всесвятой крови Своей искупил человека из рук дьявола, – с этих пор стал
Господом и Властителем человеческого естества особенным неким образом. Все наше
и стало таким образом в Его руках.
Господь и прежде воплощения
искони был Господом всех тварей, видимых и невидимых, как Создатель их и
Творец. По бытию так это и есть и будет, но не по свободной деятельности
разумных тварей. Бесы, а за ними и люди не восхотели сами от себя иметь Его
Господом и Властителем своим, и отторглись от Него, сущая Владыки всяческих.
Ибо всеблагой Бог, создавши людей и Ангелов самовластными и одарив их разумом,
не хочет нарушать сего их самовластия и господствовать над
ними насильно, против их воли. Почему, которые из них хотят быть под властью и
управлением Божиим, над теми Он господствует и тех защищает, а которые не
хотят, тех оставляет творить волю свою как самовластных. Посему и Адама, когда
он, прельщенный Богоотступником дьяволом, сделался и сам отступником от Бога и
не восхотел слушаться заповеди Его, оставил Он произволению его, не желая
властительски господствовать над ним. Но завистливый дьявол, прельстивший его в
начале, не перестал и далее прельщать его, пока не сделал его по неразумию его
подобным скотам несмысленным, и он стал жить подобно неразумным животным.
Тогда сжалился над ним
многомилостивый Бог, и преклонив небеса, сошел на землю и сделался человеком
человека ради, и пречистою кровью Своею искупив его, устроил для него
спасительный путь жизни: во святом Евангелии указал, как благоугождать Богу,
Божественным крещением возродил и воссоздал его, в пречистых тайнах питание
небесное учредил ему, и, кратко сказать, с высочайшей премудростью нашел
способ, как Ему быть нераздельно с человеком и человеку с Ним, чтоб дьявол не
имел более места в человеке. Но и после сего Он все же никого не приневоливает,
но оставляет всем на произвол спасаться, как им предлагается, или гибнуть. Так это
и идет: одни спасаются, а другие небрегут о спасении; из коих иные совсем не
веруют в Евангелие, а иные и веруют, но не живут по Евангельски.
Которые теперь христиане, после
стольких даров благодатных, после стольких благодеяний Божиих, опять прельстились
дьяволом и по действию мира и плоти отдалились от Бога, и подпали под иго
рабства греху и дьяволу, творя волю его, но не совсем еще сделались
бесчувственными, чтоб не чувствовать зла, какое пострадали, а понимают ошибку
свою и сознают рабство, какому подпали, сил же на то, чтоб избавиться от него,
в себе не видят; те прибегают к Богу и вопиют: Господи помилуй, чтоб сжалился
над ними многомилостивый Господь и помиловал их, чтоб принял их, как блудного
сына, и опять даровал им божественную благодать Свою, и ею избавил их от
рабства греху, удалил от них бесов, и возвратил им свободу, да сим образом
возмогут они прочее жить богоугодно и соблюдать заповеди Божии.
Итак, те христиане, которые с
такой целью вопиют: Господи помилуй! всеконечно сподобятся милости Божией, и
получат благодать, чтоб освободиться от рабства греху и спастись. Те же,
которые совсем не имеют сказанных помышлений и не сознают бедственности своего
положения и своего порабощения воле плоти и мирским обычаям, и даже времени не
имеют подумать о своем рабстве, но без всякой такой цели, просто по одной
привычке вопиют: Господи помилуй! Эти как могут получить милость Божию? и
особенно такую дивную и безмерную милость? Для таких лучше не получать ее,
нежели, получив, опять потерять, потому что тут уж будет двойное прегрешение.
Поясняю теперь тебе то же
примерами. Представь себе человека бедного и нищего, желающего получить
милостыню от кого-либо из богатых. Что говорит он, пришедши к богатому? –
Ничего, как помилуй мя! Сжалься над моею бедностью, и благоустрой мой жизнь. –
Или долг кто имеет на себе и не имеет чем уплатить его; желая же избавиться от
тяготы сей, приходит к решению – упросить того, кому должен, простить ему долг.
Приходит к нему, и что говорит? – Тоже только: помилуй мя! сжалься над моею
бедностью и прости мне долг, каким я должен тебе. Равным образом, когда кто
провинится в чем-либо пред другим, и желает получить от него прощение; что
делает? Приходит к тому, против кого погрешил и говорит: помилуй мя! Прости
мне, в чем я погрешил пред тобою.
Все такие знают, о чем просят и
для чего просят, и получают по прошению, соответственно обстоятельствам, и полученное обращают во благо
себе. – Поставь теперь с другой стороны грешника, который и беден духовно, и
должен пред Богом, и оскорблял Его многократно. Если он вопиет будто к Богу:
помилуй мя! А между тем не понимает, что такое говорит и для чего говорит, даже
и того не знает, в чем та милость, которую желает получить от Бога, и к чему
она ему благопотребна, а просто по привычке взывает: Господи помилуй! – как Бог
подаст ему милость, когда тот не может даже узнать, что получил, потому
внимания на то не обратит и злоупотребит тем, или сгубит то, и тем паче еще
прежнего сделается грешником?
Милость Божия не другое что есть,
как благодать Святого Духа, которую должны испрашивать у Бога мы грешные,
непрестанно вопия к Нему: Помилуй мя! Яви милость Свою, Господи мой, ко мне
грешному, в жалком состоянии, в каком я нахожусь, и прими меня опять во
благодать Твою: дай мне духа силы, чтоб он укрепил меня в противостоянии
искушениям дьявола и худым навыкам моим греховным; дай мне дух совета, чтоб я
уцеломудрился, пришел в чувство и исправился; дай мне дух страха, чтоб я боялся
Тебя оскорблять, и исполнял заповеди Твои; дай мне дух любви, чтоб я любил Тебя
и не удалялся более отблиз Тебя; дай мне дух мира, да соблюду мирной душу мою,
соберу все помышления мои и пребуду безмолвен и не мучим мыслями; дай мне дух
чистоты, да хранит он меня чистым от всякого осквернения; дай мне дух кротости,
да буду тихонравен в обращении с братиями моими христианами и воздержан от
гнева; дай мне дух смирения, да не помышляю о себе высокая и да не буду горд.
Кто знает и чувствует, сколь
потребно все сказанное и, прося того у многомилостивого Бога, взывает: Господи
помилуй! тот наверное получит то, о чем просит, и сподобится милости Божией и
благодати Его. Но кто не знает ничего из того, что мы сказали, и только по
привычке взывает: Господи помилуй! тому нет возможности получить когда-либо
милость от Бога. Ибо и прежде он уже
получил много милостей от Бога, но не познал того и не возблагодарил Бога,
даровавшего ему их. Получил он милость Божию, когда создан был и стал
человеком; получил милость, когда воссоздан был в крещении и стал православным
христианином; получил милость, когда избавился от стольких бед, душевных и
телесных, испытанных им в жизни; получал милость Божию, всякий раз, как
сподоблялся причащаться пречистых тайн; получал милость Божию всякой раз, как
согрешал пред Богом и огорчал Его грехами своими, а не был погублен и не
наказан, как подобало; получал милость Божию, когда многообразно
благодетельствован был от Бога, но или не сознавал того, или забывал. Такому
христианину как еще получить милость от Бога, когда он не знает и не чувствует,
что получил столько милостей от Него? – И теперь если и взывает: Господи
помилуй, то не знает, что говорит, и произносит слова сии, без всякой мысли и
цели, по одному лишь обычаю.
No comments:
Post a Comment