1. Трезвение есть
духовное художество, которое, если долго и с постоянным усердием проходить его,
с Божией помощью, совершенно избавляет человека от страстных помыслов, и слов,
и худых дел; дарует тому, кто его так проходит, верное познание Бога
непостижимого, сколько сие возможно для нас, и сокровенное разрешение
сокровенных Божественных тайн; и есть творительница всякой заповеди Ветхого и
Нового Завета и всякого блага будущего века подательница. – Само же оно есть,
собственно, чистота сердца, которая по величию своему и своим высоким качествам
или, истиннее сказать, по нашему невниманию и нерадению, крайне редка ныне у
монахов; между тем как Христос ублажает ее, говоря: блаженни чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8). Будучи
таковым, оно и покупается дорогою ценою. Трезвение, если оно постоянно
пребывает в человеке, делается для него путеводительницей к правой и
богоугодной жизни. Оно есть и лествица к созерцанию; оно же научает нас право
править движениями троечастности души (т.е. трех сил: мыслительной,
раздражительной и желательной) и твердо хранить чувства, – и в причастнике
своем каждодневно возращает четыре главные добродетели (т.е. мудрость,
мужество, воздержание и справедливость).
2. Великий Законодатель
Моисей, паче же Дух Святой, показывая, сколь сия добродетель непорочна, чиста, всеобъемлюща
и высокотворна и научая нас, как должно начинать ее и совершать, говорит: внемли себе, да не будет слово тайно в сердце твоем беззакония (Втор. 15, 9), тайным
словом называя одно мысленное воображение какой-либо греховной, Богу ненавистной,
вещи: что св. Отцы называют также приводимым в сердце от дьявола прилогом, за
которым, вслед за появлением его в уме, тотчас последуют наши помыслы и
страстно с ним разглагольствуют.
3. Трезвение есть путь
всякой добродетели и заповеди Божией; оно называется также сердечным
безмолвием, и есть то же, что хранение ума, в совершенной немечтательности
держимого.
4. Не видит солнечного
света родившийся слепым: так не видит сияний богато нисходящей свыше благодати
тот, кто не живет в трезвении; не освободится он также от греховных, Богу
ненавистных дел, слов и помышлений. Таковые во исходе своем не минуют свободно
(имеющих сретить их) князей тартара.
5. Внимание есть
непрестанное от всякого помысла безмолвие сердца, в коем оно Христом Иисусом,
Сыном Божиим и Богом, и Им Одним всегда, непрерывно и непрестанно дышет, Его
призывает, с Ним мужественно ополчается против врагов, и Ему, имеющему власть
оставлять грехи, исповедует свои прегрешения. Такая душа чрез призывание часто
объемлет Христа, Единого тайноведца сердец, от людей же всех всячески старается
скрыть свою сладость и свой внутренний подвиг, чтобы враг лукавый как-нибудь не
дал удобного в нее входа злу и не уничтожил добрейшего ее делания.
6. Трезвение есть
твердое водружение помысла ума и стояние его у двери сердца; так что он видит,
как подходят чуждые помыслы, эти воры – окрадыватели, слышит, что говорят и что
делают эти губители, и какой демоны начертывают и установляют образ, покушаясь,
увлекши чрез него в мечтания ум, обольстить его. Коли будем люботрудно
проходить такое действование, то оно, если хотим, очень основательно и внятно,
на опыте покажет искусство мысленной брани и доставит опытность в ней.
7. Сугубый страх, с
одной стороны, от оставлений Божиих, с другой, – от обучительного попущения искушений
внешних, обыкновенно рождает частость надзирательного внимания в уме человека,
старающегося заградить источник худых помыслов и дел. Для этого именно и
оставления бывают, и посылаются нечаянные искушения от Бога, к исправлению
жизни нашей, особенно когда кто вкусил сладость упокоения от добра сего
(внимания и трезвения), – и вознерадел. – От частости сей рождается навык; от
этого – естественная некая непрерывность трезвения; а от сего, по свойству его,
мало-помалу порождается видение брани, за которым последует непрестанная
молитва Иисусова, сладостная, без мечтаний тишина ума, и дивное некое
состояние, исходящее от сочетания со Иисусом.
8. Ум, стоящий и
призывающий Христа на врагов и к Нему прибегающий, подобен зверю какому-нибудь,
который, быв окружен множеством псов, мужественно стоит против них, укрывшись в
некоем ограждении. Издали, приводя мысленно мысленные ковы невидимых врагов, он
непрестанно против них молится Миротворцу Иисусу, и чрез то пребывает
неуязвимым ими.
9. Если ведаешь, и дано
тебе заутра представать пред Господа, – и не только зриму быть, но и зреть (Пс.
5, 4); то ты разумеешь, о чем я говорю. Если же нет, трезвенствуй, и получишь.
10. Состав морей –
множество вод; а состав и твердыня трезвения бодренности и углубленного безмолвия
души, равно как бездна созерцаний дивных и неизреченных, и разумного смирения,
правоты и любви есть (само же одно) крайнее трезвение и ко Христу Иисусу без
помыслов с воздыханиями молитва, непрестанная, притрудная, но без уныния и
скучания (Лук. 18, 1).
No comments:
Post a Comment