1. Все науки и искусства имеют свою цель (scopon) и свой
конец (telos), – смотря на которые, рачительный любитель искусства охотно
переносит все труды и издержки. Так земледелец, терпя то зной, то холод,
неутомимо распахивает и разрыхляет землю, имея целью, – очистив ее от всякого
стороннего сора, сделать плодороднейшею; убежден будучи, что иначе не достигнет
конца, т.е. получения обильной жатвы, для содержания себя и умножения своего
достояния. Так и подвижничество наше имеет свою цель и свой конец, ради которого
неутомимо и с удовольствием подъемлем мы все труды, – ради которого не тяготит
нас скудость питания постнического, веселит изнеможение от бдений, всегдашнее
чтение Писаний с размышлением не знает сытости, и не страшат ни непрестанный
труд, ни обнажение от всего и скудость во всем, ни даже ужасы этой безмерной
пустыни.
2. Конец нашей подвижнической жизни есть Царство Божие, а
цель – чистота сердца, без которой невозможно достигнуть того конца. К этой
цели приковав взор наш, и должны мы направлять наивернейше течение наше, как по
прямой линии, и если хотя несколько помышление наше уклонится от ней, тотчас
возвращаясь к созерцанию ее, исправлять его, как по норме какой.
3. Так учит св. Павел, когда к приявшим благое иго Христово
говорит: имате плод ваш во святыне, кончинуже – жизнь вечную (Рим. 6, 22), Этим
он сказал как бы: цель ваша – в чистоте сердца, а конец – жизнь вечная. Итак,
что может нас направить к сей цели, т.е. к чистоте сердца, тому мы следовать
должны всею силою, а что отвлекает от ней, того избегать, как гибельного и
вредного. Ибо для ней все подъемлем мы и делаем; для ней оставляются родители,
отечество, чины, богатство, утехи мира сего и все удовольствия, – чтобы т.е.
сохранно удерживать постоянную чистоту сердца. Если посему будем мы всегда
иметь во внимании эту цель, то все действия наши и помышления будут
направляться прямо к достижению ее. Если же она не будет неотходно стоять пред
очами нашими, то все труды наши и силы, не будучи направляемы на одно это,
напрасно будут иждиваемы.
4. Итак, для этой чистоты должно нам все делать и всего
желать; для ней в пустыню следовать, для ней держать посты, бдения, труды,
нищету телесную, чтение и прочие добродетели, – чтоб, т.е. сделать сердце свое
не болезнующим никакими пагубными страстями и сохранить его таковым. Посты,
бдения, отшельничество, поучение в Писании для этой главной цели, т.е. чистоты
сердца, подобает нам поднимать; и из-за них не должно позволять себе возмущать
сию главную добродетель. Ибо когда пребудет у нас сохранною и невредимою сия
главная добродетель, то никакой не будет беды, если какой-нибудь из сказанных
подвигов придется в каком либо случае по необходимости опустить: когда же мы
все их выдержим, а ее одну нарушим, то никакой не будет от этого пользы; потому
что все должно быть делаемо для нее. Они (подвиги) не суть совершенство, а суть
средства к совершенству. Почему напрасно будет трудиться, кто,
удовольствовавшись ими одними, будто верховным благом, на них остановит
стремление своего сердца, а не будет простирать его до достижения конца, для
которого они сами желательны.
No comments:
Post a Comment