Св.Еп. Игнатий (брянчанинов). Письма. II (2 წერილი)


Письмо № 192

Получил Ваше письмо - и известилось моему грешному сердцу немедленно отвечать на него. Экстраординарнаго ничего с Вами не случилось. Уж никто так не смирит наставника, как наставляемые им! Это общая участь. Следовательно Вам нечего ни удивляться тому, что было, ни смущаться им. Значит: Вы - с душевной пользой! И нынешнее письмецо Ваше, какое-то причесанное, как головка у мужичка после баньки, - такое смирненькое!
     Прошлаго письма Вашего я испугался! Такое умное, многомысленное, высокое, пышное! - Как бы целый гвардейский корпус парадировал на Царицыном лугу! - Я и не смел отвечать. Как ни прочитаю, - возьмет ужас, и не отвечается. Степан принуждал, принуждал меня, как на пашне пахарь принуждает тощую клячонку тащить соху, - твердил, покою не давал: «чтож Вы Н. не отвечаете!» - Нет, как нет! Не ответилось! И у клячонок видно, свой норов бывает.
     О следующем тоже не хотел было я Вам писать... да уж зачал писать, так нечего делать, заодно напишу. Покаяние, котораго, как Вы описывали в прошлом письме, Вы сподобились коснуться - было только самообольстительное мечтание. Думали, да думали, да наслушались, да умны, да не смиренны; в головушке-то и возмечталось, выстроился в ней волшебный замок. А всей беде я причина: читал Вам кое-что не под силу и тем сбил Вас с толку. «От плод их познаете их», - сказал Господь. Какой был плод этого состояния, которое душа сочинила сама себе, которым польстила сама себе? Этот плод был напыщенность, одна пустая, во всем смысле слова пустая напыщенность, выведшая Вас из обыкновеннаго Вашего состояния! Писали Вы к великому старцу; - тот, как живущий на небеси, не разобрал, что Вы пишете про болвана, отвечал Вам про Ивана, утвердил Вас пребывать в Вашем мечтательном покаянии, полагая, что в Вас действует видение покаяния, как в нем - то видение, которое дивная благодать Божия, даруемая инокам уже преуспевшим в безмолвии. Христианам, живущим посреди мира, не должно касаться возвышенных иноческих деланий, особливо безмолвнических. И Господь заповедал: «не вливать вина нова в мехи ветхи». Вино новое расторгает мехи ветхие, само проливается и уничтожает мехи; делания иноческия, когда за них возьмутся миряне, сами пропадают и приносят душевную пагубу делателям своим.
     Слухи дошли до наших глухих, тихих мест, из шумнаго и светлаго Питера такия, какая-то преумная и презнатная дама писала прекрасноречиво письмо к какому-то монаху о зримом ею в себе необъятном числе ея согрешений, и будто тот монах, как видится не академик, отвечал ей: «матушка! на грехи свои смотреть так тонко не с твоим носом»... Слух выдаю за слух; - было-ли то, или не было, о том ниже разсуждать дерзаю; и позволяются ли в Питере, столице просвещения и образованности, такия грубости, - знать не знаю. А если б меня спросили, каков совет монаха даме столичной, то я бы отвечал со всею провинциальною откровенностию: «совет грубенек, да верненек, и надо-бы этой даме такой совет на стенке зарубить и крепко-накрепко его держаться». Покаяние, приличествующее благочестивому христианину, живущему посреди мира, сосчитываться ежедневно вечером со своею совестию. И предовольно! Если христианин будет стараться жить по заповедям и ежедневно проверять себя, то мало-помалу стяжет сокрушение духа, которое еще далеко отстоит от покаяния - видения. Вам приходила (извините за деревенския выражения: хороши, метко в цель попадают!) только дурь, гордая дурь! Мне она известна, сам в ней непрестанно: а потому Вас предостерегаю.
     В преподавание советов не надо бы Вам очень пускаться, а со смирением от них отказываться. Когда же принудят, то сказать нечто слегка, предоставляя дело Богу. Очень Вы святы: как раз человека и на распятие! Да и распинать то не умеете: только мучите напрасно. Все Вы хотите разумом да собою взять, а надо - верою да Богом.
     14 ноября 1847 Бабайки.


Письмо № 198


Поздравляю Вас и все боголюбивое семейство Ваше с наступающими праздниками и новым годом, желаю Вам истинных благ, искание которых внушил Господь сердцам Вашим. «Блаженны яже избрал и приял еси Господи».
     Слава Богу, даровавшему благополучную кончину старице Вашей! Да дарует Он всем Вам благополучное исшествие из сей исполненной бедствий жизни, да примет нас в светлыя и радостныя обители вечныя, уготованныя для истинных рабов Его. А до того времени надо потерпеть различныя напасти от различных причин, а наиболее от живущаго в нас греха, от живущаго в нас повреждения падением. В сравнении с напастями последняго рода, прочия напасти - малозначительны.
     В письме Вашем Вы написали на меня клевету. Хороши вы Питерские. Уже и жителя безименной пустыни стараетесь достать клеветой! Вы пишите: «очень рада, что приказали мне не говорить ни с кем о религии и проч.» Неправда! Вот что Вам было написано, от слова до слова. «В преподавание «советов» не надо бы Вам очень пускаться, а со смирением от них отказываться. Когда-же принудят, то сказать нечто слегка, предоставляя дело Богу и проч.» Говорить о религии, и преподавать советы - великая разница: поймите! И последнее я Вам не воспретил, а только сказал, чтоб Вы делали это со страхом Божиим, с крайнею осторожностию и умеренностию. Не доложить бремя на ближняго - не беда; переложить - и ближний удобно может повредиться неисцельно, на всю жизнь сделаться ни к чему неспособным. Говорю Вам это с сердечными слезами, от зрения и испытания многих горьких опытов! А сохрани меня Боже посоветовать Вам в нынешнее скудное время, скрывать от ближних то малое, но превосходящее сокровище всего мира, знание о Боге, которое получено Вами не без подвига и страдания, по особенной милости Божией. Ныне много разнороднаго знания, лишь знание истины ушло от людей. - Прекрасна русская пословица: «недосол на столе, а пересол на спине». Итак, не прогневайся, душа, за то, что в прошедшем письме моем, твоей спинке досталось несколько ударов от жезла - слова. Это было за пересел!
     Всех Вас просто-за-просто целую, обнимаю, к сердцу прижимаю. Христос с Вами!
     Благословение Божие над Вами!

No comments:

Post a Comment