Слово в первый день индикта, или нового года В изложении святителя Димитрия Ростовского.


Царь ве­ков, Гос­подь Бог наш, «по­ло­жил вре­ме­на или ле­та в сво­ей вла­сти» (Деян.1:7)[1], Сам уста­но­вил в эти вре­ме­на раз­лич­ные празд­ни­ки для Сво­е­го про­слав­ле­ния и для от­дох­но­ве­ния лю­дей от мир­ских дел их. Еще в Вет­хом За­ве­те Он по­ве­лел каж­дый год осо­бен­но празд­но­вать на­ступ­ле­ние седь­мо­го ме­ся­ца, чтобы лю­ди, осво­бо­див­шись от жи­тей­ской су­е­ты, слу­жи­ли в этот день Еди­но­му Бо­гу. Ибо так на­пи­са­но в кни­гах Мо­и­се­е­вых: «Ска­зал Гос­подь Мо­и­сею, го­во­ря: ска­жи сы­нам Из­ра­иле­вым: в седь­мой ме­сяц, в пер­вый день ме­ся­ца, да бу­дет у вас по­кой: ни­ка­ко­го де­ла не со­тво­ри­те в день этот во всех жи­ли­щах ва­ших, и при­но­си­те жерт­ву Гос­по­ду» (Лев.23:24-31)[2]. Как неко­гда Сам Тво­рец, в шесть дней со­здав­ший мир Сло­вом Сво­им, бла­го­сло­вил и освя­тил седь­мой день, по­чив от дел тво­ре­ния (Быт.2:2-3Исх.20:11Евр.4:4); и как впо­след­ствии дал и че­ло­ве­ку за­по­ведь: «Шесть дней ра­бо­тай, в день седь­мой – суб­бо­та Гос­по­ду Бо­гу тво­е­му не де­лай ни­ка­ко­го де­ла ты» (Исх.20:9-10)[3], так Он же бла­го­сло­вил и освя­тил седь­мой ме­сяц и по­ве­лел лю­дям в это вре­мя от­ды­хать от дел мир­ских. Об этом Гос­подь вто­рич­но за­по­ве­дал Мо­и­сею, «го­во­ря, ме­ся­ца седь­мо­го, ко­гда вы со­би­ра­е­те про­из­ве­де­ния зем­ли, празд­нуй­те празд­ник Гос­по­день» (Лев.23:39)[4].
По ка­кой же при­чине уста­нов­ле­но это празд­но­ва­ние?
В этом имен­но ме­ся­це, ко­гда на­ча­ли сбы­вать во­ды по­то­па, Но­ев ков­чег оста­но­вил­ся на го­рах Ара­рат­ских[5].
В этом ме­ся­це свя­той про­рок Мо­и­сей со­шел о го­ры, с ли­цом, оси­ян­ным сла­вою Бо­же­ствен­ной, и при­нес но­вые скри­жа­ли, на ко­то­рых был на­чер­тан за­кон, дан­ный Са­мим Гос­по­дом[6] (Исх.34:29). 
В этом ме­ся­це на­ча­то бы­ло со­ору­же­ние Ски­нии Гос­под­ней сре­ди ста­на из­ра­иль­тян (Исх.35)[7].
В этом же ме­ся­це пер­во­свя­щен­ник, един­ствен­ный раз в те­че­ние все­го го­да, вхо­дил в Свя­тое Свя­тых«Не без кро­ви, ко­то­рую при­но­сит за се­бя и за гре­хи неве­де­ния на­ро­да»[8].
В этом ме­ся­це на­род Бо­жий, сми­ряя по­стом ду­ши свои и при­но­ся Гос­по­ду жерт­ву все­со­жже­ния, при­ни­мал очи­ще­ние от гре­хов сво­их, со­де­ян­ных за год[9].
В этом ме­ся­це со­вер­ши­лось тор­же­ствен­ное освя­ще­ние ве­ли­ко­леп­но­го хра­ма Гос­под­ня, со­здан­но­го ца­рем Со­ло­мо­ном, и вне­сен был в этот храм Ков­чег За­ве­та (3Цар.8).
В этом ме­ся­це все ко­ле­на на­ро­да из­ра­иль­ско­го ото­всю­ду сте­ка­лись в Иеру­са­лим на празд­ник, ис­пол­няя за­по­ведь Гос­под­ню: «Это для вас суб­бо­та по­коя, и сми­ряй­те ду­ши ва­ши» (Лев.23:32).[10]
С это­го ме­ся­ца на­чи­на­ли счет го­дам, осо­бый для каж­дых пя­ти­де­ся­ти лет. В то вре­мя как на­род из­ра­иль­ский всту­пал в обе­то­ван­ную зем­лю, Гос­подь по­ве­лел, чтобы лю­ди осо­бен­но празд­но­ва­ли каж­дый пя­ти­де­ся­тый год; и не толь­ко са­ми участ­во­ва­ли в этом празд­но­ва­нии, но и слу­ги и скот; да­же са­мую зем­лю, где по­се­ли­лись из­ра­иль­тяне, за­по­ве­да­но бы­ло остав­лять в по­кое, не рас­па­хи­вать, не за­се­вать, не со­би­рать ни ко­ло­сьев, ни ви­но­град­ных, ни са­до­вых пло­дов: все это предо­став­ля­лось в пи­щу бед­ным лю­дям, а так­же зве­рям и пти­цам. Об этом так на­пи­са­но в кни­гах Мо­и­се­е­вых: «Вос­тру­би­те тру­бою по всей зем­ле ва­шей и освя­ти­те пя­ти­де­ся­тый год, и объ­яви­те сво­бо­ду на зем­ле всем жи­те­лям ее; не сей­те и не жни­те, что са­мо вы­рас­тет на ней, и не сжи­най­те ягод с необ­ре­зан­ных лоз ее, чтобы пи­та­лись убо­гие из тво­е­го на­ро­да, а остат­ка­ми по­сле них пи­та­лись зве­ри поле­вые, так же по­сту­пай с ви­но­град­ни­ком тво­им и мас­ли­ною тво­ей» (Лев.25:9-11Исх.23:11). В этот пя­ти­де­ся­тый год про­ща­лись долж­ни­кам их дол­ги, от­пус­ка­лись ра­бы на сво­бо­ду, и каж­дый че­ло­век осо­бен­но сле­дил за со­бой, как бы не про­гне­вать Гос­по­да ка­ким-ли­бо гре­хом, как бы не опе­ча­лить сво­е­го ближ­не­го. То был год все­про­ще­ния и очи­ще­ния от гре­хов. Этот пя­ти­де­ся­ти­лет­ний круг, по по­ве­ле­нию же Гос­под­ню, раз­де­лял­ся на семь го­до­вых сед­мин, (т.е. семь раз по се­ми лет) и каж­дый седь­мой год на­зы­вал­ся суб­бо­тою или по­ко­ем. Об этом Гос­подь через Мо­и­сея дал та­кое по­ве­ле­ние: «шесть лет за­се­вай по­ле твое и шесть лет об­ре­зы­вай ви­но­град­ник свой, и со­би­рай про­из­ве­де­ния их; в седь­мой год да бу­дет суб­бо­та по­коя зем­ли, суб­бо­та Гос­под­ня; по­ля тво­е­го не за­се­вай, и ви­но­град­ни­ка тво­е­го не об­ре­зы­вай. Ес­ли ска­же­те: «что же нам есть в седь­мой год, ко­гда мы не бу­дем се­ять, ни со­би­рать про­из­ве­де­ний на­ших», Я по­шлю бла­го­сло­ве­ние Мое на вас в ше­стой год, и он при­не­сет про­из­ве­де­ний на три го­да» (Лев.25:3-4, 20-21). Все эти го­ды, в ко­то­рые Гос­подь уста­но­вил празд­нич­ный по­кой и для лю­дей и для зем­ли, на­чи­на­лись, так­же по по­ве­ле­нию Гос­под­ню, с сен­тяб­ря ме­ся­ца. «И вос­тру­би», – ска­зал Гос­подь, – «год по­коя в седь­мой ме­сяц» (Лев.25:9), т.е. в сен­тяб­ре[11], так как сен­тябрь от мар­та, пер­во­го ме­ся­ца от со­тво­ре­ния ми­ра, есть седь­мой ме­сяц.
Но год на­чи­нал­ся с пер­во­го сен­тяб­ря не толь­ко по вет­хо­за­вет­ным за­ко­нам, но и по язы­че­ско­му ин­дик­ти­о­ну. Об этом ин­дик­ти­оне по­вест­ву­ют сле­ду­ю­щее. 
Ко­гда Ав­густ[12], ке­сарь рим­ский, одер­жал по­бе­ду над Ан­то­ни­ем и Клео­патрой[13], об­ла­дав­ши­ми Еги­пет­ской стра­ной, и стал еди­ным вла­сти­те­лем для всей все­лен­ной, то, для бо­лее удоб­но­го со­би­ра­ния по­да­тей со всех стран он уста­но­вил ин­дик­ти­он на пят­на­дцать лет[14]. Этот ин­дик­ти­он Ав­густ раз­де­лил на три сро­ка, по пять лет в каж­дом, с тем чтобы в про­дол­же­ние все­го ин­дик­ти­о­на три ра­за, в каж­дый пя­тый год, бы­ли со­би­ра­е­мы по­да­ти. Та­кой за­кон был из­дан, глав­ным об­ра­зом, для от­да­лен­ных окра­ин го­су­дар­ства, с ко­то­рых труд­но бы­ло со­би­рать по­да­ти каж­дый год, так как со­бран­ные по­да­ти и через пять лет ед­ва успе­ва­ли до­сти­гать сто­ли­цы – Ри­ма. Каж­дое пя­ти­ле­тие на­зы­ва­лось люструм, т.е. свет­лое, по­то­му что, воз­да­вая ке­са­рю ке­са­ре­во (Лк.20:25), лю­ди в это вре­мя пре­да­ва­лись ве­се­лью и жгли све­чи. На­род не тя­го­тил­ся да­нью, по­то­му что по­да­ти бы­ли неболь­шие и лег­кие, и пла­ти­лись доб­ро­воль­но. Про­дол­жал­ся же ин­дик­ти­он пят­на­дцать лет по сле­ду­ю­щей при­чине. В пер­вое пя­ти­ле­тие пла­ти­ли дань же­ле­зом и ме­дью, ко­то­рые упо­треб­ля­лись на из­го­тов­ле­ние ме­чей, ко­пий, шле­мов, щи­тов, пан­ци­рей и вся­ко­го во­ен­но­го ору­жия; во вто­рое пя­ти­ле­тие со­би­ра­лась по­дать се­реб­ром на жа­ло­ва­нье вой­скам; в тре­тье же пя­ти­ле­тие при­но­си­ли в Рим дань зо­ло­том на укра­ше­ние идо­лов. Окон­чив пят­на­дца­ти­лет­ний круг ин­дик­ти­о­на, на­чи­на­ли его сно­ва, и пер­вый год ин­дик­ти­о­на на­зы­ва­ли но­вым го­дом. Та­кой обы­чай уста­нов­лен был с пер­во­го сен­тяб­ря, по­то­му что имен­но в этот день бы­ла одер­жа­на по­бе­да над Ан­то­ни­ем и про­воз­гла­ше­но еди­но­дер­жа­вие Ав­гу­ста. При­ня­ла и свя­тая Цер­ковь обы­чай празд­но­вать пер­во­го сен­тяб­ря на­ча­ло ин­дик­ти­о­на. Это бы­ло уста­нов­ле­но по той при­чине, что в то вре­мя, ко­гда празд­но­ва­лось но­во­ле­тие в Иудее и по всей все­лен­ной, Гос­подь наш Иисус Хри­стос при­шел в На­за­рет[15], где был вос­пи­тан. Это бы­ло в суб­бо­ту, а в этот день иудеи име­ли обык­но­ве­ние со­би­рать­ся в си­на­го­ге и про­во­дить вре­мя в чте­нии книг про­ро­че­ских. Гос­подь «по обык­но­ве­нию Сво­е­му», так­же во­шел в си­на­го­гу[16] и встал сре­ди учи­те­лей. Ему по­да­ли кни­гу про­ро­ка Ис­а­ии[17]; и Он, рас­крыв кни­гу, на­шел ме­сто, где бы­ло на­пи­са­но: дух Гос­по­да на Мне, ибо Гос­подь по­ма­зал Ме­ня бла­го­вест­во­вать ни­щим, по­слал Ме­ня ис­це­лять со­кру­шен­ных серд­цем, про­по­ве­до­вать плен­ным осво­бож­де­ние и уз­ни­кам – от­кры­тие тем­ни­цы, про­по­ве­до­вать ле­то Гос­подне бла­го­при­ят­ное(Ис.61:1-2)[18]. И, за­крыв кни­гу и от­дав слу­жи­те­лю, Он на­чал го­во­рить, что про­чи­тан­ное про­ро­че­ство ис­пол­ни­лось на Нем, что Он есть ис­тин­ный Мес­сия[19], по­слан­ный от Бо­га От­ца для спа­се­ния лю­дей и об­нов­ле­ния их жиз­ни. «И все за­сви­де­тель­ство­ва­ли Ему это, и ди­ви­лись сло­вам бла­го­да­ти, ис­хо­див­шим из уст Его» (Лк.4:16-22).
Празд­ник но­во­ле­тия был уста­нов­лен свя­ты­ми от­ца­ми на I Все­лен­ском Со­бо­ре, в Ни­кее[20]. Это бы­ло в то са­мое вре­мя, ко­гда царь Кон­стан­тин Ве­ли­кий, по­бе­див Мак­сен­ция[21], про­све­тил все­лен­ную све­том бла­го­че­стия, ис­ко­ре­нил идоль­ские празд­не­ства, осво­бо­дил ве­ру Хри­сто­ву от тяж­ких го­не­ний и уста­но­вил свои ин­дик­ти­о­ны. То­гда свя­тые от­цы уста­но­ви­ли празд­но­вать но­во­ле­тие, как на­ча­ло хри­сти­ан­ской сво­бо­ды, в вос­по­ми­на­ние по­се­ще­ния Хри­стом в этот день иудей­ской си­на­го­ги и про­по­ве­ди Его о при­ят­ном ле­те Гос­под­нем. С то­го вре­ме­ни и мы празд­ну­ем пер­вый день сен­тяб­ря ме­ся­ца. Но это уже празд­ник не Вет­хо­го За­ве­та, а но­вой бла­го­да­ти[22]. Ибо в этот день Сам За­ко­но­да­тель, снис­шед­ший с небес и но­ся­щий в се­бе Ду­ха От­ца, явил Се­бя ми­ру и на­чер­тал за­кон Бо­жий не пер­стом, но Сво­им Бо­же­ствен­ным язы­ком и пре­слад­ки­ми уста­ми, и не на ка­мен­ных скри­жа­лях, а «на пло­тя­ных скри­жа­лях серд­ца на­ше­го» (2Кор.3:3)[23]. Со­зи­дая Свою Цер­ковь, ко­то­рую толь­ко про­об­ра­зо­ва­ла вет­хо­за­вет­ная ски­ния[24], Он при­нес Бо­гу От­цу за на­ши гре­хи жерт­ву не без кро­ви, Са­мо­го имен­но Се­бя. Сам Ве­ли­кий Пер­во­свя­щен­ник, про­шед­ший небе­са (Евр.4:14), очи­стив нас от гре­хов Сво­ей кро­вью, про­ли­той за нас, сде­лал нас свя­ты­ми хра­ма­ми, по сло­вам апо­сто­ла: «храм Бо­жий свят, а этот храм – вы»(1Кор.3:17)[25]
При­но­ся за все эти бла­го­да­ре­ние Гос­по­ду, мы празд­ну­ем ле­то Гос­подне при­ят­но: мы при­ня­ли от Него мно­го неиз­ре­чен­ных благ, по­спе­шим же и са­ми быть Ему при­ят­ны­ми. Мы ведь празд­ну­ем ин­дик­ти­он, не рим­ски­ми ца­ря­ми уста­нов­лен­ный, а уза­ко­нен­ный Небес­ным Ца­рем сла­вы – Хри­стом. Хри­стов же ин­дик­ти­он – это Его свя­тые за­по­ве­ди, ко­то­рые мы долж­ны со­блю­дать и ис­пол­нять. Царь наш Хри­стос не тре­бу­ет от нас ни ме­ди, ни же­ле­за, ни се­реб­ра, ни зо­ло­та, как объ­яс­нил Да­вид, ска­зав­ший неко­гда: «Ты Гос­подь мой; бла­га мои Те­бе не нуж­ны» (Пс.15:2)[26]. Но вме­сто же­ле­за и ме­ди Гос­подь тре­бу­ет от нас доб­ро­де­те­ли твер­дой и креп­кой, пра­во­слав­ной ве­ры в Бо­га. Ибо ве­ра на­ша ос­но­ва­на на кро­ви ис­тер­зан­ных же­лез­ным и мед­ным ору­жи­ем свя­тых му­че­ни­ков, из ко­то­рых о каж­дом мож­но ска­зать, что «же­ле­зо про­шло ду­шу его» (Пс.105:18). Небес­ный Царь и Бог наш по­ве­лел нам, чтобы мы ве­ро­ва­ли в Него пра­вым серд­цем и бла­го­че­сти­во: «по­то­му что серд­цем ве­ру­ют к пра­вед­но­сти» (Рим.10:10)[27]. Бу­дем же и мы по­буж­дать вра­га этой ве­рой, как ору­жи­ем же­лез­ным и мед­ным щи­том. По­сле­ду­ем на­шим свя­тым пра­от­цам, ко­то­рые «ве­рою по­беж­да­ли цар­ства, тво­ри­ли прав­ду, по­лу­ча­ли обе­то­ва­ния, за­граж­да­ли уста львов, уга­ша­ли си­лу ог­ня, из­бе­га­ли острия ме­ча, укреп­ля­лись от немо­щи, бы­ли креп­ки на войне, про­го­ня­ли пол­ки чу­жих» (Евр.11:33-34)[28]
Вме­сто се­реб­ра Царь наш Хри­стос тре­бу­ет от нас вто­рой доб­ро­де­те­ли, несо­мнен­ной на­деж­ды на Бо­га. Эта доб­ро­де­тель, боль­ше чем се­реб­ро, обес­пе­чи­ва­ет че­ло­ве­ку бла­го­по­луч­ную жизнь. Ес­ли тот, кто раз­бо­га­тел мно­гим се­реб­ром, уве­рен, что по­лу­чит все мир­ские бла­га, и, упо­вая на бо­гат­ство, ве­се­ло про­во­дит дни свои; то тем бо­лее бо­га­тый несо­мнен­ной на­деж­дой на Бо­га и на Него од­но­го воз­ло­жив­ши все свое упо­ва­ние по­лу­чит все, че­го же­ла­ет, и бу­дет жить в ра­до­сти, пре­не­бре­гая все­ми бед­стви­я­ми и скор­бя­ми, про­ис­хо­дя­щи­ми от ми­ра, пло­ти и диа­во­ла, и с на­сла­жде­ни­ем пре­тер­пе­вая все это ра­ди воз­да­я­ния в бу­ду­щей жиз­ни. Ча­сто се­реб­ро об­ма­ны­ва­ет сво­е­го гос­по­ди­на и, слу­чай­но ис­че­зая, остав­ля­ет его в ни­ще­те; и тот, кто на­де­ял­ся до кон­ца жиз­ни ви­деть во всем изоби­лие, вдруг ли­ша­ет­ся на­сущ­но­го хле­ба. – На­де­ю­щий­ся же на Гос­по­да, «как го­ра Си­он не по­двиг­нет­ся во­век» (Пс.124:1)[29]: «не по­сты­жа­ет, по­то­му что лю­бовь Бо­жия из­ли­лась» (Рим.5:5). Это­го имен­но неве­ще­ствен­но­го се­реб­ра и же­ла­ет от нас Гос­подь и по­веле­ва­ет, чтобы мы не на ско­ро­пре­хо­дя­щее бо­гат­ство воз­ла­га­ли свои на­деж­ды, «но на Бо­га жи­во­го» (1Тим.6:17), «сло­ва Гос­под­ни – сло­ва чи­стые, се­реб­ро пе­ре­плав­лен­ное» (Пс.11:7)[30]. Он нелож­но обе­щал нам неска­зан­ные веч­ные бла­га в Сво­ем Цар­ствии, чтобы мы пре­мно­гую к нам Его бла­гость, ко­то­рой уве­ро­ва­ли серд­цем, ис­по­ве­до­ва­ли и уста­ми, «а уста­ми ис­по­ве­ду­ют ко спа­се­нию» (Рим.10:10)[31]. Бу­дем же, как доб­рые во­и­ны Хри­сто­вы[32], на­деж­дой мздо­воз­да­я­ния по­ощ­рять се­бя к боль­шим по­дви­гам. Ведь на­деж­да на на­гра­ду воз­буж­да­ет во­и­на к борь­бе, как го­во­рит свя­той Иоанн Да­мас­кин о стра­сто­терп­цах: му­че­ни­ки Твои, Гос­по­ди, утвер­див­шись в ве­ре и укре­пив­ши се­бя на­деж­дой, по­бе­ди­ли му­чи­тель­ство вра­гов и по­лу­чи­ли вен­цы[33].
Вме­сто зо­ло­та Хри­стос Царь наш тре­бу­ет от нас са­мой дра­го­цен­ной доб­ро­де­те­ли, нели­це­мер­ной люб­ви к Бо­гу и ближ­ним. По сво­е­му вы­со­ко­му зна­че­нию лю­бовь все­гда пред­став­ля­ет­ся Учи­те­ля­ми Церк­ви под об­ра­зом зо­ло­та; ибо как зо­ло­то дра­го­цен­нее се­реб­ра, ме­ди и же­ле­за, так и лю­бовь вы­ше на­деж­ды и ве­ры. «Ныне», ска­за­но в Пи­са­нии, «пре­бы­ва­ют сии три: ве­ра, на­деж­да, лю­бовь; но лю­бовь из них боль­ше» (1Кор.13:13)[34]. Та­ко­го имен­но зо­ло­та и же­ла­ет от нас Гос­подь и за­по­ве­ду­ет, чтобы мы мо­ли­ли Его нели­це­мер­но, не толь­ко ве­руя серд­цем и ис­по­ве­дуя уста­ми, но на де­ле про­яв­ляя сию лю­бовь. Мы долж­ны быть го­то­вы­ми под­са­дить за Него свои ду­ши и при­нять смерть ра­ди Его Бо­же­ствен­ной люб­ви к нам. При­том мы долж­ны лю­бить и ближ­них сво­их, как учит воз­люб­лен­ный Хри­стов уче­ник Иоанн Бо­го­слов. «Де­ти Мои», – го­во­рил он, – «ста­нем лю­бить не сло­вом или язы­ком, но де­лом и ис­ти­ною» (1Ин.3:18)[35]. Та­кая лю­бовь при­ни­ма­ет­ся для укра­ше­ния Са­мим пре­крас­ней­шим, бо­лее чем сы­ны че­ло­ве­че­ские, Хри­стом Бо­гом на­шим, как го­во­рит Са­ма Бо­жья Пре­муд­рость:укра­си­лась и ста­ла пре­крас­ною пред Гос­по­дом и людь­ми; это – еди­но­мыс­лие меж­ду бра­тья­ми и лю­бовь меж­ду ближ­ни­ми (Сир.25:1-2)[36].
Вот ка­кой хри­сти­ан­ский ин­дик­ти­он празд­ну­ет ныне, вме­сто древ­не­го язы­че­ско­го, Пра­во­слав­ная Цер­ковь, «со­влек­шись вет­хо­го че­ло­ве­ка с де­ла­ми его и об­лек­шись в но­во­го, ко­то­рый об­нов­ля­ет­ся по об­ра­зу Со­здав­ше­го его» (Кол.3:9-10). Бу­дем же празд­но­вать но­во­ле­тие так, как со­ве­ту­ет нам апо­стол: в об­нов­ле­нии жиз­ни хо­дим, чтобы, нам слу­жить в «об­нов­ле­нии ду­ха, а не по вет­хой бук­ве»(Рим.7:6)[37]. Бу­дем празд­но­вать ин­дик­ти­он, по­ви­ну­ясь по­ве­ле­ни­ям Гос­по­да Бо­га на­ше­го, дан­ным через Мо­и­сея, в кни­гах ко­то­ро­го ныне чи­та­ет­ся: «Ес­ли вы бу­де­те по­сту­пать по уста­вам Мо­им, и за­по­ве­ди Мои бу­де­те хра­нить и ис­пол­нять их: то Я дам вам до­жди в свое вре­мя, и зем­ля даст про­из­расте­ния свои, и по­шлю мир на зем­лю ва­шу и бу­де­те про­го­нять вра­гов ва­ших, и при­зрю на вас, и бла­го­слов­лю вас, и не возг­ну­ша­ет­ся ду­ша Моя ва­ми, и бу­ду хо­дить сре­ди вас, и бу­ду ва­шим Бо­гом, а вы бу­де­те Мо­им на­ро­дом» (Лев.26:3-4, 6-7, 11-12)[38].

При­ме­ча­ния
[1] Сн. Да­н.2:21. – Вре­ме­на – про­дол­жи­тель­ные пе­ри­о­ды вре­ме­ни; ле­та – го­да, крат­кие сро­ки.
[2] Все­со­жже­ние – биб­лей­ское на­зва­ние для осо­бо­го ро­да жерт­во­при­но­ше­ний. То­гда как от дру­гих жертв сжи­га­лась лишь од­на часть, а осталь­ное по­сту­па­ло в поль­зу свя­щен­но­слу­жи­те­лей или са­мих жерт­во­ва­те­лей, – жерт­ва, при­но­си­мая во все­со­жже­ние, сжи­га­лась вся. Жерт­ва все­со­жже­ния озна­ча­ла со­бой, что че­ло­век, ее при­но­ся­щий, все­го се­бя, и ду­шу и те­ло свое, при­но­сит в жерт­ву Бо­гу, и бы­ла про­об­ра­зом жерт­вы Хри­сто­вой (сн. Евр.9:9-14).
[4] Осень бы­ла на­ча­лом но­во­го го­да с древ­них вре­мен. Ос­но­ва­ния для это­го мож­но на­хо­дить и в са­мой при­ро­де. С окон­ча­ни­ем ле­та обык­но­вен­но окан­чи­ва­ют­ся жат­ва и тру­ды це­ло­го го­да (Исх.23:16). По со­бра­нии пло­дов, как по до­сти­же­нии це­ли при­ро­ды и зем­ле­де­лия, на­сту­па­ет но­вый кру­го­обо­рот дел и но­вых на­дежд на бу­ду­щее пло­до­ро­дие.
[5] О Ное, по­след­нем пат­ри­ар­хе до­по­топ­но­го ми­ра, и все­мир­ном по­то­пе по­вест­ву­ет­ся (Быт.5:29-32, 6-9). Св. ап. Петр в спа­се­нии лю­дей от по­то­па в ков­че­ге Но­е­вом да­ет ви­деть ука­за­ние на на­ше спа­се­ние через кре­ще­ние во Хри­ста. (1Пет.3:19-22). – Ара­рат – вы­со­чай­шие го­ры Ар­ме­нии, под­ни­ма­ю­щи­е­ся на гра­ни­це Рос­сии, Тур­ции и Пер­сии, с дву­мя вер­ши­на­ми: Боль­шой Ара­рат, ко­то­рый у пер­сов на­зы­ва­ет­ся го­ра Ноя, и Ма­лый Ара­рат.
[6] Скри­жа­ли – ка­мен­ные дос­ки, на ко­то­рых Са­мим Бо­гом на­чер­та­ны бы­ли 10 за­по­ве­дей.
[7] Ски­ния (ку­ща, па­лат­ка) – это по­ход­ный храм иудей­ский. Он был по­стро­ен по об­раз­цу, по­ка­зан­но­му Бо­гом Мо­и­сею на го­ре Си­нае (Исх.25:8-9, 40), и на­зы­вал­ся ски­ни­ей со­бра­ния, по­то­му что сю­да со­би­рал­ся на­род для бо­го­слу­же­ния, и ски­ни­ей от­кро­ве­ния или сви­де­тель­ства, по­то­му что здесь Бог от­кры­вал лю­дям Се­бя и Свою во­лю.
[8] Свя­тое Свя­тых – тре­тья, внут­рен­няя часть ски­нии. Здесь на­хо­дил­ся ков­чег за­ве­та, в ко­то­ром хра­ни­лись скри­жа­ли за­ко­на, зо­ло­той со­суд (стат­на) с ман­ной и жезл Ааро­на. Сю­да вхо­дил толь­ко пер­во­свя­щен­ник, в день очи­ще­ния, со­вер­ша­е­мо­го од­на­жды в год, с кро­вью жерт­вен­но­го жи­вот­но­го и кро­пил этой кро­вью над ков­че­гом за­ве­та, для очи­ще­ния гре­хов на­ро­да (см. Лев.16:29-34). Смысл и зна­че­ние это­го свя­щен­но­дей­ствия рас­кры­ты ап. Пав­лом в посл. к Евр. (Евр.9:3-7, 8-15, 24-28, 10).
[9] Это со­вер­ша­лось в 10-й день, ко­то­рый на­зы­вал­ся Днем очи­ще­ния или уми­ло­стив­ле­ния. В этот день пер­во­свя­щен­ник по­став­лял пред Ски­ни­ей двух коз­лов и по жре­бию од­но­го из них за­ка­лы­вал и при­но­сил в жерт­ву за гре­хи все­го на­ро­да, а над дру­гим ис­по­ве­ды­вал гре­хи на­ро­да и по­веле­вал из­гнать его в пу­сты­ню (Лев.23:26-32. Сн. Евр.11:11-14).
[10] Год у ев­ре­ев со­сто­ял из 12 лун­ных ме­ся­цев. Ме­сяц авив или ни­сан (Неем.2:1Есф.3:7), со­от­вет­ству­ю­щий на­ше­му мар­ту, был на­ча­лом свя­щен­но­го го­да (Исх.12:2, 13:4), а ме­сяц ти­сри, по сче­ту седь­мой, со­от­вет­ству­ю­щий на­ше­му сен­тяб­рю, счи­тал­ся пер­вым ме­ся­цем граж­дан­ско­го го­да. Он весь был празд­нич­ный. 1-й день, на­ча­ло но­во­го го­да, на­зы­вал­ся Празд­ни­ком труб (Исх.23:24); 10-й день – День очи­ще­ния; 15-й день – Празд­ник ку­щей, уста­нов­лен­ный в вос­по­ми­на­ние по­кро­ви­тель­ства Бо­жия во вре­мя стран­ство­ва­ния ев­ре­ев по пу­стыне, ко­гда они жи­ли в шат­рах или па­лат­ках (Лев.23:33-34;Чис.29:12-39). В этом же ме­ся­це на­чи­на­лось празд­но­ва­ние каж­до­го седь­мо­го, или Суб­бот­не­го, го­да и пя­ти­де­ся­то­го или, Юби­лей­но­го, го­да (Лев.25:9). По­это­му седь­мой ме­сяц и на­зван суб­бо­той суб­бот, т.д. празд­ни­ком празд­ни­ков.
[11] Сен­тябрь с лат. озна­ча­ет седь­мой.
[12] Ок­та­вию, рим­ско­му ке­са­рю или им­пе­ра­то­ру († 14 г. по Р. Х.), ко­гда он сде­лал­ся еди­ным вла­сти­те­лем всей Рим­ской им­пе­рии, се­нат под­нес ти­тул Ав­гу­ста. Сло­во это зна­чит ве­ли­че­ство, ве­ли­кий, до­сто­чти­мый, свя­щен­ный. Этот ти­тул усво­я­ем был по­том и про­чим им­пе­ра­то­рам рим­ским.
[13] С 42 по 31 г. до Р. Х. Рим­ским ми­ром пра­ви­ли три пол­ко­вод­ца: Ок­та­вий, Ан­то­ний и Ле­пид, на­зы­вав­ши­е­ся три­ум­ви­ра­ми. Они раз­де­ли­ли меж­ду со­бой вер­хов­ную власть и рим­ские про­вин­ции; Ок­та­вию до­стал­ся за­пад, Ан­то­нию – во­сток, а Ле­пи­ду – Аф­ри­ка. Ле­пид, од­на­ко, вско­ре был устра­нен от уча­стия в де­лах го­судар­ствен­ных, а за­тем воз­го­ре­лась борь­ба из-за вла­сти меж­ду Ок­та­ви­ем и Ан­то­ни­ем. По­след­ний на­хо­дил­ся в пол­ном под­чи­не­нии у ца­ри­цы еги­пет­ской Клео­пат­ры, пре­льстив­шей его сво­ей необык­но­вен­ной кра­со­той, и про­во­дил вре­мя в празд­не­ствах и удо­воль­стви­ях. Этим вос­поль­зо­вал­ся Ок­та­вий и объ­явил Ан­то­нию и Клео­пат­ре вой­ну В мор­ской бит­ве при Ак­ци­у­ме (в 31 г. до Р. Х.) Клео­пат­ра об­ра­ти­лась в бег­ство и окон­чи­ла свою жизнь са­мо­убий­ством. Так­же по­сту­пил и Ан­то­ний, ли­шив­ший­ся гос­под­ства над ми­ром. Еги­пет был об­ра­щен в рим­скую про­вин­цию и Ок­та­вий сде­лал­ся еди­но­дер­жав­ным пра­ви­те­лем.
[14] Ин­дик­ти­он, или ин­дикт – сло­во рим­ское и озна­ча­ет объ­яв­ле­ние, на­зна­че­ние, на­лог. Ин­дик­том на­зы­ва­лось пер­вое чис­ло ме­ся­ца сен­тяб­ря; это на­зва­ние со­хра­ни­лось до сих пор в на­шем цер­ков­ном уста­ве и слу­жит для обо­зна­че­ния на­ча­ла цер­ков­но­го го­да. Хри­сти­ан­ский ин­дикт со­сто­ит так­же из 15 лет.
[15] Неболь­шой го­ро­док На­за­рет на­хо­дил­ся в се­вер­ной ча­сти Па­ле­сти­ны, ко­то­рая на­зы­ва­лась Га­ли­ле­ею. На­се­ле­ние его бы­ло бед­но и не поль­зо­ва­лось ува­же­ни­ем в гла­зах дру­гих иуде­ев (Ин.1:46). Но здесь бы­ло оте­че­ство Иоси­фа, об­руч­ни­ка Свя­той Де­вы; здесь бы­ло Бла­го­ве­ще­ние Бо­го­ро­ди­це; здесь про­тек­ло дет­ство и от­ро­че­ство Иису­са Хри­ста; здесь Он вос­пи­ты­вал­ся; здесь пре­бы­вал и в на­ча­ле Сво­е­го от­кры­то­го слу­же­ния, от­че­го и на­зы­вал­ся На­за­ря­ни­ном. С это­го вре­ме­ни На­за­рет, быв­ший до­то­ле неиз­вест­ным, сде­лал­ся зна­ме­ни­тей­шим ме­стом во всей Га­ли­лее. Но в 1263 г. он был об­ра­щен тур­ка­ми в со­вер­шен­ные раз­ва­ли­ны. Через несколь­ко сто­ле­тий он был по­стро­ен вновь и дол­го был бед­ней­шим се­ле­ни­ем. Ныне На­за­рет име­ет око­ло 6 000 жи­те­лей, со­сто­ит под осо­бен­ным по­кро­ви­тель­ством хри­сти­ан­ских кон­су­лов и слу­жит ме­стом па­лом­ни­че­ства со всех кон­цов хри­сти­ан­ско­го ми­ра.
[16] Си­на­го­га (зна­чит со­бра­ние, по-сла­вян­ски сон­ми­ще) – ме­сто ре­ли­ги­оз­ных со­бра­ний у иуде­ев. По за­ко­ну бо­го­слу­же­ние долж­но бы­ло со­вер­шать­ся в ски­нии и по­том в хра­ме Иеру­са­лим­ском. Но во вре­мя пле­на иуде­ев храм иеру­са­лим­ский был раз­ру­шен и иудеи со­би­ра­лись для бо­го­слу­же­ния в част­ные до­ма. Эти част­ные со­бра­ния ма­ло-по­ма­лу по­лу­чи­ли опре­де­лен­ные ме­ста и вре­ме­на, из­вест­ный чин и по­ря­док и та­ким об­ра­зом да­ли на­ча­ло си­на­го­гам. Во вре­ме­на Иису­са Хри­ста и апо­сто­лов си­на­го­ги рас­про­стра­не­ны бы­ли всю­ду, где жи­ли евреи, и в боль­ших го­ро­дах бы­ло по несколь­ку си­на­гог. Со­бра­ния в си­на­го­гах про­ис­хо­ди­ли по суб­бо­там и по празд­ни­кам.
[17] В со­бра­ни­ях си­на­го­галь­ных чи­та­лись обык­но­вен­но опре­де­лен­ные ча­сти из за­ко­на, т.е. книг Мо­и­се­е­вых, и про­ро­ков, т.е. из про­ро­че­ских книг Вет­хо­го За­ве­та, при­чем эти чте­ния и объ­яс­ня­лись, т.е. про­из­но­си­лись ре­чи по по­во­ду про­чи­тан­но­го и слы­шан­но­го. Чи­тать и объ­яс­нять имел пра­во вся­кий же­лав­ший то­го, с со­из­во­ле­ния на­чаль­ни­ка си­на­го­ги (ар­хи­си­на­го­га) и стар­цев. Же­лав­ший чи­тать вста­вал, ко­гда за­яв­лял свое на­ме­ре­ние, и сто­ял, ко­гда чи­тал опре­де­лен­ное ме­сто из свя­щен­ных книг. Ко­гда Гос­подь дал знак, что Он хо­чет чи­тать и го­во­рить по­уче­ние, чте­ние из за­ко­на, как вид­но, бы­ло уже окон­че­но и пред­сто­я­ло чте­ние из книг про­ро­че­ских.
[18] От ли­ца Мес­сии про­рок изо­бра­жа­ет цель Его при­ше­ствия в мир – устро­ить но­вый пе­ри­од в жиз­ни че­ло­ве­че­ства, бла­жен­ное вре­мя для тех, кто ве­рой при­мет уче­ние Иису­са Хри­ста и бу­дет в жиз­ни ис­пол­нять ве­ли­кие за­ве­ты это­го уче­ния. – Ле­то Гос­подне при­ят­но – так на­зы­вал­ся у ев­ре­ев юби­лей­ный, или пя­ти­де­ся­тый год (см. вы­ше), ко­то­рый, вслед­ствие объ­яв­ле­ния все­об­щей сво­бо­ды, был ра­дост­ней­шим го­дом и взят про­ро­ком для изо­бра­же­ния счаст­ли­во­го для ис­куп­лен­но­го че­ло­ве­че­ства вре­ме­ни Цар­ства Хри­сто­ва.
[19] Мес­сия сло­во ев­рей­ское и озна­ча­ет то же, что и гре­че­ское Хри­стос – т.е. по­ма­зан­ник, и про­ис­хо­дит от по­ма­за­ния свя­щен­ным ми­ром. Через это по­ма­за­ние ли­цам из­бран­ным или при­зван­ным Бо­гом к из­вест­но­му слу­же­нию со­об­ща­лись да­ры Св. Ду­ха. По­ма­зан­ни­ка­ми на­зы­ва­лись ца­ри, про­ро­ки и пер­во­свя­щен­ни­ки. Но в осо­бен­но­сти это на­име­но­ва­ние при­над­ле­жит Иису­су Хри­сту, по­то­му что на Него из­ли­ты все да­ры Св. Ду­ха (Ис.11:1-2). Ему в выс­шей сте­пе­ни при­над­ле­жат свя­тость пер­во­свя­щен­ни­ка, ко­то­рый непри­ча­стен злу и име­ет свя­щен­ство непре­хо­дя­щее (см. Евр.7:10) и ве­де­ние про­ро­ка, про­све­тив­ше­го мир выс­шим небес­ным уче­ни­ем (см. Лк.1:79, 2:32Мф.4:16Ин.1:4-10, 8:12, 9:5, 12:35-36, 46) и власть и мо­гу­ще­ство ца­ря, об­ла­да­ю­ще­го все­ми си­ла­ми неба и зем­ли и все на­прав­ля­ю­ще­го к ве­ли­ким це­лям спа­се­ния че­ло­ве­че­ско­го (см. Мф.28:18Лк.1:33, 1Кор.15:25-26).
[20] I Все­лен­ский Со­бор был со­зван св. Кон­стан­ти­ном Ве­ли­ким (па­мять ко­то­ро­го 21 мая) в 326 г. про­тив пре­сви­те­ра Ария и его со­общ­ни­ков, про­по­ве­до­вав­ших ере­ти­че­ское уче­ние о том, что Иисус Хри­стос не есть Бог. Со­бор, со­сто­яв­ший из 318 епи­ско­пов, осу­дил ари­ан­скую ересь, утвер­дил дог­мат о еди­но­су­щии Сы­на с Бо­гом От­цом и со­ста­вил пер­вые семь чле­нов Сим­во­ла ве­ры, ко­то­рый и по­ныне ис­поль­зу­ет пра­во­слав­ная цер­ковь. – Ни­кея – го­род в Ма­лой Азии, в древ­но­сти бо­га­тый и цве­ту­щий, те­перь бед­ный и ма­ло­на­се­лен­ный. За­во­е­вав его (вто­рич­но) в 1330 г., тур­ки раз­ру­ши­ли луч­шие зда­ния, а церк­ви об­ра­ти­ли в ме­че­ти.
[21] Мак­сен­ций – рим­ский им­пе­ра­тор (306-312 г.). Он пре­сле­до­вал хри­сти­ан и от­ли­чал­ся же­сто­ко­стью. Вы­ве­ден­ные из тер­пе­ния рим­ляне при­гла­си­ли се­бе на по­мощь Кон­стан­ти­на, ко­то­рый под спа­си­тель­ным зна­ме­ни­ем кре­ста одер­жал по­бе­ду над вой­ска­ми Мак­сен­ция, по­гиб­ше­го в вол­нах Тиб­ра. В 313 го­ду им­пе­ра­то­ры Кон­стан­тин и Ли­ки­ний (пра­вив­ший во­сточ­ной ча­стью) из­да­ли указ, ко­то­рым ре­ли­гия хри­сти­ан­ская бы­ла объ­яв­ле­на го­судар­ствен­ной, на­равне с древ­ней язы­че­ской. Но Ли­ки­ний вско­ре, од­на­ко, на­чал пре­сле­до­вать хри­сти­ан. То­гда Кон­стан­тин об­ра­тил свое ору­жие про­тив Ли­ки­ния и, окон­ча­тель­но по­бе­див его в сен­тяб­ре 323 го­да, сде­лал­ся еди­ным вла­сти­те­лем Рим­ской им­пе­рии. Это со­бы­тие и бы­ло бли­жай­шим по­во­дом к уста­нов­ле­нию празд­но­ва­ния в сен­тяб­ре но­во­ле­тия.
[22] Сло­во бла­го­дать весь­ма ча­сто встре­ча­ет­ся в Св. Пи­са­нии и упо­треб­ля­ет­ся в раз­лич­ных смыс­лах (бла­го­во­ле­ние, ми­ло­сер­дие, лю­бовь), но в осо­бен­но­сти озна­ча­ет спа­си­тель­ную си­лу Бо­жью, ко­то­рая, со­об­ща­ясь нам по за­слу­гам Иису­са Хри­ста, воз­рож­да­ет нас в жизнь ду­хов­ную и со­вер­ша­ет на­ше освя­ще­ние и спа­се­ние. Она на­зы­ва­ет­ся бла­го­да­тью, по­то­му что есть бла­гой дар От­ца Небес­но­го. (См.Еф.2:8). – Про­ти­во­по­лож­ность меж­ду вет­хо­за­вет­ным за­ко­ном и бла­го­да­тью рас­кры­та св. Ап. Пав­лом в по­сла­нии к Рим­ля­нам, Га­ла­там и Ев­ре­ям. Глав­ное от­ли­чие: за­кон Мо­и­се­ев пред­пи­сы­вал за­по­ве­ди неудо­бо­ис­пол­ни­мые во всей их пол­но­те и по­ра­жал пре­ступ­ни­ка про­кля­ти­ем, не да­вая ему од­на­ко же до­ста­точ­но сил для до­сти­же­ния за­кон­ной пра­вед­но­сти (Гал.3:10); Хри­сто­ва бла­го­дать сни­ма­ет с че­ло­ве­ка про­кля­тье за­кон­ное, оправ­ды­ва­ет пред Бо­гом, при­ми­рив с Ним (Гал.3:13Рим.5:9-10), про­ща­ет и очи­ща­ет гре­хи и да­ет си­лы ис­пол­нять но­во­за­вет­ный за­кон так, что он ка­жет­ся игом бла­гим и бре­ме­нем лег­ким (1Ин.1:9Мф.11:30).
[24] Ски­ния, по объ­яс­не­нию Фила­ре­та, мит­роп. Мос­ков­ско­го, пред­став­ля­ла Цер­ковь, по­сте­пен­но устро­я­е­мую в ро­де че­ло­ве­че­ском во­об­ще и в каж­дой ду­ше ве­ру­ю­щей в осо­бен­но­сти. Двор, от­кры­тый для все­го на­ро­да, озна­чал внеш­нюю цер­ковь и все­об­щее к ней при­зва­ние, а жерт­вен­ник и умы­валь­ни­ца про­об­ра­зо­ва­ли хри­сти­ан­ские Та­ин­ства кро­ви и во­ды, ко­то­рые вхо­дят в нее и за­пе­чатле­ва­ют со­юз с ней. Свя­ти­ли­ще, предо­став­лен­ное свя­щен­ни­кам, пред­став­ля­ло внут­рен­нюю Цер­ковь, в ко­то­рой Хри­стос есть и ис­тин­ный свет, и хлеб жи­вот­ный, и ал­тарь, воз­но­ся­щий к Бо­гу воз­ла­га­е­мый на него ве­ру­ю­щи­ми мо­лит­вы и бла­го­да­ре­ния. Свя­тое свя­тых, до­ступ­ное толь­ко од­но­му Ар­хи­ерею, озна­ча­ло са­мый пре­стол и вла­ды­че­ство Мес­сии Бо­го­че­ло­ве­ка, Ко­то­ро­го про­об­ра­зо­ва­ли здесь и скри­жа­ли за­ко­на, и ман­на, в жезл Ааро­на про­зяб­ший, и Ко­то­рый слу­жит для нас на­шим ис­куп­ле­ни­ем, оправ­да­ни­ем, очи­ще­ни­ем и освя­ще­ни­ем. В от­но­ше­нии к ду­ше на­шей, тре­мя ча­стя­ми сво­и­ми, ски­ния озна­ча­ла три сте­пе­ни при­бли­же­ния на­ше­го к Бо­гу; внеш­не­го очи­ще­ния, внут­рен­не­го про­све­ще­ния и та­ин­ствен­но­го со­еди­не­ния со Хри­стом.
[25] Сн. гл. 6, ст. 19. Апо­стол го­во­рит, что хри­сти­ане на­хо­дят­ся в ду­хов­но-та­ин­ствен­ном еди­не­нии со всей Св. Тро­и­цей, так как Бог Отец, Вла­ды­ка всех Его со­зда­ний, по­слал в мир Еди­но­род­но­го Сы­на Сво­е­го, чтобы Он дра­го­цен­ною кро­вью Сво­ею ис­ку­пил греш­ных лю­дей от раб­ства диа­во­лу, а Дух Свя­той как до­мо­стро­и­тель про­во­дит за­блуд­ших ра­бов в дом Бо­жий, со­че­та­ет их с Хри­стом и через бла­го­дат­ные Свои да­ры, по­да­ва­е­мые в свя­тых та­ин­ствах, ду­шу каж­дую со­зи­да­ет в ду­хов­ное жи­ли­ще для слу­же­ния Бо­гу все­ми си­ла­ми ду­ши и те­ла.
[26] Т.е. Ты, Гос­по­ди, ни в чем не име­ешь нуж­ды; ес­ли кто сде­ла­ет доб­рое, сам по­лу­ча­ет от то­го поль­зу; Те­бе же нет ни­ка­ко­го при­об­ре­те­ния.
[27] Т.е. оправ­да­ние через Хри­ста Спа­си­те­ля до­сти­га­ет­ся твер­дой, сер­деч­ной ве­рой в Него и все­це­лой пре­дан­но­стью убеж­де­нию в Его нис­ше­ствии на зем­лю для на­ше­го спа­се­ния и в Его жи­во­нос­ном вос­кре­ше­нии из гро­ба.
[28] Уве­ще­вая к тер­пе­нию и ве­ре, Ап. Па­вел объ­яс­нил, по­че­му ве­ра так необ­хо­ди­ма хри­сти­а­ни­ну; она де­ла­ет дей­стви­тель­ным то, что ожи­да­ет­ся, и ви­ди­мым неви­ди­мое, она про­из­ве­ла ве­ли­ких пра­вед­ни­ков и дей­ство­ва­ла в них, де­лая их непо­бе­ди­мы­ми в опас­но­стях и по­буж­дая их к стра­да­ни­ям. В част­но­сти, сло­ва: за­гра­ди­ша уста львов от­но­сят­ся к про­ро­ку Да­ни­и­лу (см. кн. его гл. 6); уга­си­ша си­лу ог­нен­ную – к трем от­ро­кам в пе­чи ва­ви­лон­ской (Дан.3); из­бе­го­ша острия ме­ча – к Да­ви­ду и прор. Илии; воз­мо­го­ша от немо­щи – к Иову и Езе­кии (4Цар.20).
[29] Си­он – го­ра, на ко­то­рой по­стро­ен Иеру­са­лим.
[30] Сло­ва Бо­жьи чи­сты от вся­кой при­ме­си лжи и об­ма­на, как чи­стое се­реб­ро, очи­щен­ное через огонь.
[31] От хри­сти­а­ни­на тре­бу­ет­ся для его спа­се­ния не толь­ко ве­ра, но и ее вы­ра­же­ние, ко­то­рое в пре­из­быт­ке ве­ры яв­ля­ет­ся (ис­по­ве­ду­ет­ся) са­мо со­бой.
[32] Изо­бра­же­ние во­и­на Хри­сто­ва и его ору­жия (Еф.6:10-18).
[33] Пес­но­пе­ния 3-го гла­са на ве­чер­ни в сре­ду.
[34] Апо­стол от­да­ет пред­по­чте­ние люб­ви, как доб­ро­де­те­ли, сов­ме­ща­ю­щей в се­бе и ко­рень ве­ры и пло­ды упо­ва­ния, но вме­сте с тем, ста­вя ря­дом с ней ве­ру и на­деж­ду, он по­ка­зы­ва­ет и их ве­ли­кое до­сто­ин­ство.
[35] Апо­стол за­по­ве­ду­ет не при­твор­ную лю­бовь, лю­бовь на сло­вах толь­ко, а чи­стую и ис­тин­ную, ко­то­рая сви­де­тель­ству­ет­ся са­мим де­лом.
[36] Сло­во пре­муд­рость, по упо­треб­ле­нии в Св. Пи­са­нии, име­ет весь­ма об­шир­ное зна­че­ние и ино­гда озна­ча­ет Са­мо­го Хри­ста, пред­веч­ное и прис­но­сущ­ное Сло­во Бо­жье (см. Притч.8:1-22, 36; и Кор.1:24, 30 и др.).
[37] Вет­хо­за­вет­ный за­кон, как бук­ва, без вся­кой внут­рен­ней си­лы, толь­ко свя­зы­ва­ет че­ло­ве­ка сво­и­ми пред­пи­са­ни­я­ми, не да­вая си­лы для ис­пол­не­ния их, те­перь же, ко­гда явил­ся дух жиз­ни, мы долж­ны слу­жить Бо­гу со­об­раз­но это­му но­во­му ду­ху жиз­ни, слу­жить сво­бод­но и ра­дост­но с на­деж­дою на по­мощь Бо­жью.
[38] Эти сло­ва Св. Пи­са­ния чи­та­ют­ся при бо­го­слу­же­нии в день ин­дик­та в од­ной из па­ре­мий, ко­то­рых по­ло­же­но три. 1-я из кн. прор. Ис­а­ии 61:1-9, – про­ро­че­ство об Иису­се Хри­сте, как По­ма­зан­ни­ке, Учи­те­ле, Спа­си­те­ле и вос­ста­но­ви­те­ле всех страж­ду­щих на зем­ле, о рас­про­стра­не­нии Церк­ви Его сре­ди на­ро­дов, о бла­жен­стве и сла­ве при­над­ле­жа­щих к ней. Это имен­но про­ро­че­ство, как мы ви­де­ли вы­ше, бы­ло про­чи­та­но Са­мим Спа­си­те­лем в На­за­рет­ской си­на­го­ге. – 2-я па­ре­мия (из Лев.26:3-12, 14-17, 19-20, 22, 33, 40-41) со­дер­жит обе­то­ва­ния Гос­по­да ис­пол­ни­те­лям За­по­ве­дей Гос­под­них и угро­зы на­ру­ши­те­лям; рев­ност­ное ис­пол­не­ние этих за­по­ве­дей есть глав­ное усло­вие бла­го­ден­ствия на зем­ли, ко­то­ро­го мы обык­но­вен­но же­ла­ем при на­ступ­ле­нии но­во­ле­тия се­бе и ближ­ним. – 3-я па­ре­мия (из Сол.4:7-25) име­ет от­но­ше­ние к па­мя­ти преп. Си­мео­на Столп­ни­ка, осу­ще­ствив­ше­го в жиз­ни сво­ей уро­ки ис­тин­ной муд­ро­сти и явив­ше­го тор­же­ство бла­го­че­стия, про­слав­ля­е­мое в кни­ге Пре­муд­ро­сти. – В VIII в. св. Иоан­ном Да­мас­ки­ным на­пи­са­но мно­го пес­но­пе­ний на 1-й день сен­тяб­ря.


Ин­дикт – это по­ряд­ко­вый но­мер го­да внут­ри ре­гу­ляр­но по­вто­ря­ю­ще­го­ся пят­на­дца­ти­лет­не­го про­ме­жут­ка вре­ме­ни (т. н. «ин­дик­ти­о­на»), от од­ной ин­дик­ции (пе­ре­пи­си) к дру­гой. Са­ми ин­дик­ти­он­ные цик­лы не ну­ме­ру­ют­ся, но ис­поль­зу­ют­ся для со­от­не­се­ния с дру­гой си­сте­мой да­ти­ро­ва­ния.
Пер­во­на­чаль­но «ин­дик­ция» (лат. indictio – «про­воз­гла­ше­ние») – это объ­яв­ле­ние обя­за­тель­ных по­ста­вок съест­ных при­па­сов пра­ви­тель­ству. Про­ис­хож­де­ние ин­дик­ци­он­но­го цик­ла оста­ёт­ся неяс­ным (воз­мож­но, еги­пет­ско­го про­ис­хож­де­ния), но уже при им­пе­ра­то­ре Дио­кле­ти­ане (284–305 н. э.) каж­дые 15 лет в Рим­ской им­пе­рии про­из­во­ди­лась пе­ре­оцен­ка иму­ще­ства для уста­нов­ле­ния ве­ли­чи­ны взи­ма­е­мо­го на­ло­га. Необ­хо­ди­мость для на­се­ле­ния знать на­ло­го­вый год при­ве­ла к ис­чис­ле­нию го­дов по ин­дик­там.
Офи­ци­аль­но этот счет вре­ме­ни ввёл им­пе­ра­тор Кон­стан­тин Ве­ли­кий (в 312/3 г.). Сна­ча­ла ин­дикт на­чи­нал­ся с 23 сен­тяб­ря – да­ты рож­де­ния пер­во­го рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Ок­та­ви­а­на Ав­гу­ста; в 462 го­ду из прак­ти­че­ских со­об­ра­же­ний на­ча­ло го­да пе­ре­нес­ли на 1 сен­тяб­ря. Да­ти­ров­ка го­дов по ин­дик­там ста­ла обя­за­тель­ной с 537 го­да, по­лу­чив ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в граж­дан­ском и цер­ков­ном де­ло­про­из­вод­стве. Она ис­поль­зо­ва­лась Вер­хов­ным три­бу­на­лом Свя­щен­ной Рим­ской им­пе­рии вплоть до её рас­па­да в 1806 го­ду и до сих пор упо­треб­ля­ет­ся в неко­то­рых ка­лен­дар­ных си­сте­мах.
Для при­клад­ной хро­но­ло­гии да­ти­ров­ки по ин­дик­там име­ют огром­ное зна­че­ние. «Сре­ди ха­о­са сред­не­ве­ко­вых да­ти­ро­вок эти бы­ли по край­ней ме­ре устой­чи­вы­ми» (Би­кер­ман Э. Хро­но­ло­гия древ­не­го ми­ра. М., 1975. С. 73). В совре­мен­ном пра­во­слав­ном ка­лен­да­ре под 1/14 сен­тяб­ря зна­чит­ся «На­ча­ло ин­дик­та – цер­ков­ное но­во­ле­тие», от­ме­ча­е­мое в хра­мах бла­годар­ствен­ным мо­леб­ном. (Сен­тябрь­ский Но­вый год – вме­сте с эрой от Со­тво­ре­ния ми­ра – был од­новре­мен­но и го­судар­ствен­ным в Рос­сии до 1700 го­да.) Цер­ков­ный Но­вый год по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю при­хо­дит­ся в XX—XXI ве­ках на 14 сен­тяб­ря по гри­го­ри­ан­ско­му (с 2100 го­да он бу­дет при­хо­дить­ся на 15 сен­тяб­ря, и т. д.).
Ин­дикт го­да со­от­вет­ству­ет остат­ку от де­ле­ния чис­ла го­да ви­зан­тий­ской эры от со­тво­ре­ния ми­ра (с точ­кой от­сче­та 1 сен­тяб­ря 5509 го­да до н. э.) на 15. При ис­поль­зо­ва­нии ле­то­счис­ле­ния от Рож­де­ства Хри­сто­ва (н. э.) к чис­лу лет при­бав­ля­ют 3 и ре­зуль­тат так­же де­лят на 15. (По­сколь­ку сме­на ин­дик­та про­ис­хо­дит 1 сен­тяб­ря по Юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю, то при ра­бо­те с да­та­ми по ян­вар­ско­му и мар­тов­ско­му ка­лен­дар­ным сти­лям необ­хо­ди­мо де­лать со­от­вет­ству­ю­щие по­прав­ки.) Так, 14 сент. 2000 го­да н. э. = 1 сент. 7509 го­да от сотв. ми­ра, 9-й год ин­дик­та; 14 сент. 2006 г. = 1 сент. 7515 го­да от сотв. ми­ра, 15-й год ин­дик­та; 14 сент. 2007 го­да = 1 сент. 7516 го­да от сотв. ми­ра, 1-й год ин­дик­та; 14 сент. 2013 го­да = 1 сент. 7522 го­да от сотв. ми­ра, 7-й год ин­дик­та, и т. д. См.: Ка­лен­дарь, Стиль, Эра.
Юрий Ива­но­вич Ру­бан,
кан­ди­дат ис­то­ри­че­ских на­ук, кан­ди­дат бо­го­сло­вия



Лит.: Кли­ми­шин И. А. Ка­лен­дарь и хро­но­ло­гия. М., 1990; Бо­ло­тов В. В. Лек­ции по ис­то­рии Древ­ней Церк­ви. М., 1994. Т. 1.

No comments:

Post a Comment