Авва Аполлос Великий |
1. Авва Аполлос Великий поучал
всех подведомственных ему иноков немедленно отражать мысленные сеяния диавола,
при самом первоначальном появлении их. «Когда сокрушится глава змея, — говорил
он, — тогда соделывается мертвым все тело его. Господь повелел нам блюсти
голову змея (Быт. 3:15). Это значит: мы должны отвергать и изглаждать из ума
злые и непотребные помыслы и скверные мечтания, при самом начале их».
2. Он говорил: «Знамением
преуспеяния в добродетели да будет для вас то, когда вы стяжете бесстрастное и
чистое помышление. Это начаток даров Божиих»211.
3. Он очень не одобрял
носивших вериги и принимавших на себя вид особенного, сочиненного благоговения.
«Таковые, — говорил он, — делают это на показ человекам и впадают в
лицемерство. Лучше постом утомлять тело, а добродетели должно творить втайне.
Если же у нас нет подвигов, то по крайней мере сохранимся от лицемерства»212.
В России многие святые носили
вериги. При особенной простоте и при преобладании телесного подвига в русском
монашестве, ношение вериг не имело того значения, которое оно должно было иметь
в древнем монашестве. Это монашество подвизалось по преимуществу подвигом
душевным, — и были наиболее опасными этому монашеству, наветовали его наиболее
душевные страсти, особливо высокоумие. Чадо высокоумия — ересь, этот страшный
недуг ума, потрясавший Восточную Церковь и ее монашество в течении целого
тысячелетия. Невежественный раскол — вот форма, в которую облеклось религиозное
заблуждение русского человека, облеклось, основываясь на умственном религиозном
развитии. По миновании времен простоты и при общем стремлении к человекоугодию
и лицемерству, мнение преподобного Аполлоса приобретает особенную важность.
4. Под руководством аввы
Аполлоса находилось иноческое общежитие в верхнем Египте, состоявшее из пяти
тысяч братий. Из них пятьсот мужей достигли христианского совершенства, и могли
совершать знамения. Чудное представлялось зрелище в этом братстве. Пребывая в
дикой пустыне, они пребывали в таком веселии, какого никогда не можно видеть
между прочими жителями земли.
Этого веселия нельзя сравнить
ни с каким земным веселием. Никто между ними не был печален. Авва Аполлос,
когда примечал кого-либо смущенным, — немедленно вопрошал его о причине
смущения и каждому обличал его сердечные тайны. Он говорил: «Не должно быть
печальным (смущенным) тому, кто предназначен к получению небесного царства. Да
будут смущенными еллины! да плачут иудеи! да рыдают грешники! а праведники да
веселятся! Размышляющие о преуспеянии в земных делах, увеселяются этими
размышлениями: как же не веселиться непрестанно нам, удостоившимся надежды на
получение небесных благ? Апостол повелевает нам: «Всегда радуйтеся, непрестанно
молитеся, о всем благодарите» (1 Фес. 5:16—18)213.
Святым Аполлосом порицается
смущение, производимое падшими духами, то смущение, которое служит верным
признаком действия этих духов на душу; порицается печаль мира сего, рождающаяся
из плотского мудрования и неверия, рождающая уныние, а при продолжительном и
постоянном действии даже отчаяние, эту смерть душевную. Душевредную и
душепагубную печаль никак не должно смешивать с душеполезною печалью ради Бога,
которая служит причиною покаяния нераскаяннаго (постоянного), во спасение (2
Кор. 7:10), которая служит причиною подаяния Богом духовной радости, соединена
с этою радостию. Святые Отцы называют такое состояние духа нашего радостопечалием
или радостотворным плачем214. Слезы, проливаемые из этого состояния, приносят
сердцу неизреченное успокоение и утешение.
5. Авва Аполлос говорил:
«Монахи должны, если то возможно, ежедневно приобщаться святых тайн Христовых.
Удаляющий себя от них удаляется от Бога; часто же приступающий к ним часто
принимает в себя Христа Спасителя.
Сам Христос Спаситель сказал:
«Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает и Аз в нем» (Ин. 6:56).
Полезно инокам ежедневно воспоминать о Христовых страданиях, которыми мы
искуплены, и постоянно быть готовыми и достойными к принятию небесных и святых
тайн. При этом мы сподобляемся отпущения грехов»215.
6. Авва Аполлос часто
говаривал своей братии, что должно кланяться в ноги странным инокам, приходящим
в монастырь их. «Поклоняясь братиям, мы покланяемся не человекам, но Богу.
Видел ли ты брата твоего? ты видел Господа Бога твоего. Поклоняться братии мы
приняли от Авраама (Быт. 18:2), а упокоивать братию научились от Лота, который
понудил Ангелов» (Быт. 19:3)216.
No comments:
Post a Comment