Лк.4:16. И пришел в Назарет, где
был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и
встал читать.
Господь пожелал явить Себя
израильтянам, потому что и помазан был от Бога и Отца на то, чтобы спасти
живущих в поднебесной. Чудно устрояет Он это. Прежде иных Он является жителям
Назарета, с которыми был воспитан, чтобы и нас научить, что нужно благотворить
прежде своим и научить их, а потом изливать человеколюбие и на прочих.
Лк.4:17. Ему подали книгу пророка
Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
Когда подали Ему книгу, Он ее
разгнул и нашел не то, что случайно попалось, но чего Сам желал. Ибо не думай,
будто Он открыл книгу и случайно нашлось то место, в котором написано о Нем;
это случилось по Его желанию. Что же было написано?
Лк.4:18. (Ис.61:1) Дух Господень
на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять
сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение,
отпустить измученных на свободу,
«Дух Господень... помазал
Меня», то есть посвятил Меня, поставил Меня на благовествование «нищим», то
есть язычникам, которые, не имея ни закона, ни пророков, действительно были в
большой нищете. «Сокрушенные сердцем» были, быть может, израильтяне, у которых
сердце сначала было велико и высоко и было домом Божиим, а впоследствии, когда
они стали служить идолам и грешить разным образом, сердце их сокрушилось и
расстроилось, став вместо дома Божия вертепом разбойников. Итак, Господь
пришел, чтобы и их исцелить, и дать «пленным освобождение» и «слепым прозрение»,
язычникам и израильтянам. Ибо обе сии части были и пленными у сатаны, и
слепыми. Можно разуметь это и о мертвых. Ибо и они, быв пленными, и
сокрушенными, через Воскресение освободились из-под власти ада.
Лк.4:19. (Ис.61:2) проповедовать
лето Господне благоприятное.
Проповедал «лето Господне
благоприятное». Что же это за лето благоприятное? Быть может, и будущий век, о
котором Господь проповедал, говоря: «и в тот день вы не спросите Меня ни о чем»
(Ин. 16:23), и опять: «наступает время... когда мертвые... оживут» (Ин. 5:25).
Но приятное лето есть и время пришествия Господа во плоти. О нем Павел говорит:
«теперь время благоприятное... теперь день спасения» (2 Кор. 6:2).
Лк.4:20. И, закрыв книгу и отдав
служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
Лк.4:21. И Он начал говорить им:
ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
Прочитав это, Он сказал: «Ныне
исполнилось писание сие, слышанное вами», очевидно, указывая в Себе слушателям
Того, о Котором это писано.
Лк.4:22. И все засвидетельствовали
Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не
Иосифов ли это сын?
Народ, слушая речь Христову,
удивлялся «словам благодати»; удивляясь же, насмехался над Ним, говоря: не это
ли сын плотника? Между тем, что препятствовало быть Ему достойным удивления и
поклонения? Не видишь ли, какие творит Он дела? Не слышишь ли, какие Он говорит
речи? Несмотря на то, ты осмеиваешь отца Его? О них-то, как нельзя более
справедливо, можно сказать: «народ глупый и неразумный, у которого есть глаза,
а не видит, у которого есть уши, а не слышит» (Иер. 5:21). Что же говорит им
Господь?
Лк.4:23. Он сказал им: конечно,
вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем
отечестве, то́, что́, мы слышали, было в Капернауме.
«Конечно, вы скажете Мне:...
сделай и... в отечестве» Своем те же чудеса, какие и в Капернауме сделал. Ибо
это значит: «врач! исцели Самого Себя». Это была общая у иудеев поговорка,
которую они обращали к больным врачам
No comments:
Post a Comment