ძალიან ზოგადად რუსეთის პოლიტიკის (მათ შორის საეკლესიო) შესახებ კავკასიაში. შესავალი.
То, что установлено Вселенскими Соборами или признано всеми самоглавными Церквами, того изменить или не признать Поместный Собор одной, хотя бы и автокефальной, Церкви не вправе. Такое постановление, как идущее против свящ. канонов, не получило бы санкции автокефальных Церквей, да и самый Поместный Собор был бы признан не Собором, а самочинным сборищем. В виду этого, надо ожидать, что большинство русских иерархов не пожелают провалить Собор и обратить его в нечестивое сборище, а постараются возвратить как Русской, так и Иверской, Церкви каноническое управление и строй, памятуя, что церковная автокефалия не разрывает единения церковнаго, а способствует церковному развитию, благоденствию, славе и благосостоянию отдельной Церкви. Не следует игнорировать, что в начале XIX века много было христиан среди абхазцев, черкесов, абадзехов, лезгин и друг. горцев, но с открытием против них военных действий, все эти народности перенесли вражду на русских и на православную веру. Совершилось печальное явление. Быстро распространилось магометанство среди христиан... Да, так всюду мы теряем православных, предоставляя не только инославной пропаганде, но и магометанам и буддистам и всяким сектантам увеличивать свое стадо.
Пора русскому политиканствующему духовенству, после стольких крушений и тягчайших опытов, убедиться в истине евангельскаго учения, что в Христовой Церкви нет ни эллина, ни иудея, нет нации и народности, а имеются только христиане, братья, не дерзающие однако коварством и насилием посягать на национальныя особенности, если таковыя добровольно не отвергаются самими носителями сих особенностей!
Насильственная политика обрусения грузин и молдаван раскрыла всем глаза и показала всю свою несостоятельность; она не только не могла этим путем обрусить, но и создала против русских и православных целые легионы из лиц, которыя раньше были в рядах первых и лучших друзей России и Церкви Православной.
Грузия отдалась России, как стране родной по духу, иначе она никогда не привела бы Россию в закавказския горы, не проливала бы за Россию кровь своих сынов .
Создание в области Грузинской Церкви русской самостоятельной митрополии привело бы к народным распрям, смутам, соревнованиям, а за тем расколу между церквами. Поболее любви и правды, братства, смирения, и поменее гордости, тщеславия, самомнения!
Грузинской Церкви есть чем славиться, хвалиться, есть на что указать. А наша Российская Церковь чем может похвалиться? Не расколами-ли старообрядческим и болгарским, от нея исшедшими? Не тем-ли, что благодаря нерадению архипастырей, вся Россия усеяна разными сектами, а наша скудоумная, с потупившимся разумом, молодежь дошла до отрицания Божия бытия и насадила в Христоименитой и Крестоносной Грузии, в виду доверчивости, добросердечия и врожденной народной простоты учение анархистов, социалистов и атеистов. Вот о чем следовало бы, прежде всего подумать врагам Грузинской Церкви, рясофорным политиканам, с которых на предстоящем соборе постараются снять маски представители Грузинской Церкви. Проповедники насилия, с какой бы стороны ни были, должны считаться не поборниками правды, а настоящими революционерами.
Как ни попирается в настоящее время истина, как ни заменяется она ложью и неправдою, она все же в конце восторжествует, по образцу, данному Спасителем. Злые и нечестивые люди довели Его до Креста и смерти, но Он воскрес, и его слава возсияла для всего мира, так, будем надеяться, и возсияет правда на земле и в крестоносной Грузинской Церкви.
«Грузинам, говорит Зах. Мтиспирели, «нет нужды пререкаться с Русскою Церковью, которая по канонам церковным и не имеет права вмешиваться в дела своей старшей сестры, – апостольской Иверской Церкви, – украшенной на страницах ея многовековой истории мученическим венцом, дающим ей права на самобытное существование, без непрошеных опекунов, – приведших Иверскую Церковь за последнее столетие к застою ея жизненных, культурных сил».
No comments:
Post a Comment