Николай Дурново. СУДЬБЫ ГРУЗИНСКОЙ ЦЕРКВИ. ნაწყვეტები. IV

ძალიან ზოგადად რუსეთის პოლიტიკის (მათ შორის საეკლესიო) შესახებ კავკასიაში. შესავალი.

То, что установлено Вселенскими Соборами или признано всеми самоглавными Церквами, того изменить или не признать Поместный Собор одной, хотя бы и автокефальной, Церкви не вправе. Такое постановление, как идущее против свящ. канонов, не получило бы санкции автокефальных Церквей, да и самый Поместный Собор был бы признан не Собором, а самочинным сборищем. В виду этого, надо ожидать, что большинство русских иерархов не пожелают провалить Собор и обратить его в нечестивое сборище, а постараются возвратить как Русской, так и Иверской, Церкви каноническое управление и строй, памятуя, что церковная автокефалия не разрывает единения церковнаго, а способствует церковному развитию, благоденствию, славе и благосостоянию отдельной Церкви. Не следует игнорировать, что в начале XIX века много было христиан среди абхазцев, черкесов, абадзехов, лезгин и друг. горцев, но с открытием против них военных действий, все эти народности перенесли вражду на русских и на православную веру. Совершилось печальное явление. Быстро распространилось магометанство среди христиан... Да, так всюду мы теряем православных, предоставляя не только инославной пропаганде, но и магометанам и буддистам и всяким сектантам увеличивать свое стадо.

Пора русскому политиканствующему духовенству, после стольких крушений и тягчайших опытов, убедиться в истине евангельскаго учения, что в Христовой Церкви нет ни эллина, ни иудея, нет нации и народности, а имеются только христиане, братья, не дерзающие однако коварством и насилием посягать на национальныя особенности, если таковыя добровольно не отвергаются самими носителями сих особенностей!

Насильственная политика обрусения грузин и молдаван раскрыла всем глаза и показала всю свою несостоятельность; она не только не могла этим путем обрусить, но и создала против русских и православных целые легионы из лиц, которыя раньше были в рядах первых и лучших друзей России и Церкви Православной.

Грузия отдалась России, как стране родной по духу, иначе она никогда не привела бы Россию в закавказския горы, не проливала бы за Россию кровь своих сынов .

Создание в области Грузинской Церкви русской самостоятельной митрополии привело бы к народным распрям, смутам, соревнованиям, а за тем расколу между церквами. Поболее любви и правды, братства, смирения, и поменее гордости, тщеславия, самомнения!

Грузинской Церкви есть чем славиться, хвалиться, есть на что указать. А наша Российская Церковь чем может похвалиться? Не расколами-ли старообрядческим и болгарским, от нея исшедшими? Не тем-ли, что благодаря нерадению архипастырей, вся Россия усеяна разными сектами, а наша скудоумная, с потупившимся разумом, молодежь дошла до отрицания Божия бытия и насадила в Христоименитой и Крестоносной Грузии, в виду доверчивости, добросердечия и врожденной народной простоты учение анархистов, социалистов и атеистов. Вот о чем следовало бы, прежде всего подумать врагам Грузинской Церкви, рясофорным политиканам, с которых на предстоящем соборе постараются снять маски представители Грузинской Церкви. Проповедники насилия, с какой бы стороны ни были, должны считаться не поборниками правды, а настоящими революционерами.

Как ни попирается в настоящее время истина, как ни заменяется она ложью и неправдою, она все же в конце восторжествует, по образцу, данному Спасителем. Злые и нечестивые люди довели Его до Креста и смерти, но Он воскрес, и его слава возсияла для всего мира, так, будем надеяться, и возсияет правда на земле и в крестоносной Грузинской Церкви.

«Грузинам, говорит Зах. Мтиспирели, «нет нужды пререкаться с Русскою Церковью, которая по канонам церковным и не имеет права вмешиваться в дела своей старшей сестры, – апостольской Иверской Церкви, – украшенной на страницах ея многовековой истории мученическим венцом, дающим ей права на самобытное существование, без непрошеных опекунов, – приведших Иверскую Церковь за последнее столетие к застою ея жизненных, культурных сил».

No comments:

Post a Comment