27. Благоговеющий пред Одним не
убоится большинства, скорее, большинство устрашится его из за Одного, ибо,
если, говорит [Писание], устрашитесь Господа Бога вашего и послушаете гласа
Его, «никто не противостанет пред лицом Вашим, но страх перед вами и трепет перед
вами будет на всех народах».
28. Приятие мудрости совершается обычно благодаря
исполнению заповедей, ибо Бог не дает ее прежде принятия [наших] благодеяний,
как изрек некий благочестивый мудрец: «Вож делевая премудрости, соблюди
заповеди, и Господь Бог подаст тебе ее».
29. Желающий растратить богатство
премудрости услаждением тщеславия не будет иметь согласия Бога на предоставление
ее, даже если вознесет тысячи молений, ибо Бог не благово- лит согласиться на
дар недобро просящим, как говорит Иаков, ученик Христа: «Просите и не
получаете, потому что недобро просите, чтобы растратить во всех наслаждениях
ваших».
30. Когда вожделевающее [начало] движется к любви к лучшему, подгоняемое
стрекалом божественного страха, тогда разумное [начало] наставляется против
ухищрений порока и, разведав коварные бесовские злодейства, поручает [их] яростному
[началу], чтобы лучшей угрозой прогнать [их] далеко прочь, своевременно
натачивая ярость до гнева, доходить до которого поощряет ее и Давид, говоря:
«Гневайтесь и не согрешайте».
31. Тогда душа оскверняет свое яростное [начало],
когда, поползнувшись к мирским наслаждениям, она побуждается им подвизаться
ради них. Печаль и злопамятство постоянно вкрадываются в нее и неизбежно
вынуждают ее заострять ярость против единородных, не думая, что ее яростный пыл
становится проклятым из-за противоестественного движения, уменьшаясь в
природной крепости, которую она получила от Создателя против бесов и страстей,
ибо говорит [Писание]: «Проклята ярость их, потому что упорна, и гнев их,
потому что ожесточился».
32. Если искушающий (ὁ πειράζων) назван в Евангелиях диаволом-клеветником, значит, он лишен искусства предведения (προπείρας τῆς εἰδήσεως)
наших мыслей. Ведь один только сотворивший нас Бог, говорит кто-то из сведущих
(γνωστικῶν) отцов, знает ум. Следовательно, от диавола и щитоносцев его скрыто,
по всей вероятности, то, что в нашем уме, поскольку они не только не суть
сущностное знание, но и далеко отстоят от Того, Кто является им.
33. Если логосы
созданного находятся в сокровищницах Премудрости, то они неведомы не
причастным сущностной премудрости. Стало быть, лжешумели (ἐψευδοκτύπησαν)
эллинские мудрецы, бахвалясь знанием сущностей сущих [вещей].
34. Бегущий от
подражания дурному [человеку] и вместе не избегающий говорить против него, тем
самым незаметно показал себя ничуть не менее подобным порицаемому.
35. Не осуждай
блудника, даже если ты целомудрен: избегай деяния, не порицая соделавшего.
Ведь Сказавший «не соблуди», сказал «не осуждай»; если же ты, не блудя, осуждаешь блудника, то обвиняешься с ним за то, в чем осуждаешь его, потому что так
же, как он, преступаешь закон. 36. Подвизающийся в истинном смиренномудрии, всегда
испытывающий свои дела, предстает с благоговением пред Богом и Судией,
привлекая к себе Его милость. Он предоставляет Ему наиподобающе судить всех,
потому что боится, обладая природой судимых, воссесть нечаянным судьей единородных вместе с естественным Судией.
37. Когда помысел влечет тебя обвинить или
осудить поступок ближнего, тогда, обратившись к себе, исследуй в точности
собственные дела, чтобы не скрылось от тебя, что ты, сурово осуждая легкие
прегрешения ближнего, одержим более тяжкими пороками, и чтобы не испытать
тебе нечто подобное тому фарисею, который, взирая гордым рассудочным оком на
прегрешения мытаря и не обращая внимания на собственные грехи, возымел,
несчастный, [собственным] судьей осужден- ного [им], ибо Бог сопоставлением с
мытарем осудил его, поскольку превозношению свойственно осуждаться смирен-
номудрием.
38. Злословящий сказавшего или сделавшего что-либо дурное по отношению к
нему, вместе со своим обидчиком побежден грехом, показав себя, как и тот,
немужественным и посему нелюбомудрым: он плохо защищался от плохого и, поступив
худо с поступившим худо, вместе с оным «оказался преступником закона», потому
что [апостол] говорит: «Не воздавай злом за зло или ругательством за
ругательство».
39. Если, по Иакову, «вера без дел мертва», а мертвое при- надлежит
к несущему, следовательно, имея не-сущее как сущее, заблуждается тот, кому
кажется, будто он имеет веру, лишенную добродетелей. А раз так, дурно
поступающий (φαυλόπραγος) верный неверен, даже если объявляет, что имеет веру в
Бога.
40. Иов назван «богочестивым праведником», потому что деятельно исполнял
благочестие по отношению к Богу. Ведь чтущий Бога просто на одних словах, а на
деле отвергающий Его заповеди является неправедным богопочитателем, который и
услышит: «Что говоришь Мне: Господи! Господи! — и не делаешь того, что Я желаю?».
No comments:
Post a Comment