преподобный Иоанн Карпафский (V–VII века). 117 თავი. ნაწილი III.

27. Благоговеющий пред Одним не убоится большинства, скорее, большинство устрашится его из за Одного, ибо, если, говорит [Писание], устрашитесь Господа Бога вашего и послушаете гласа Его, «никто не противостанет пред лицом Вашим, но страх перед вами и трепет перед вами будет на всех народах». 
28. Приятие мудрости совершается обычно благодаря исполнению заповедей, ибо Бог не дает ее прежде принятия [наших] благодеяний, как изрек некий благочестивый мудрец: «Вож делевая премудрости, соблюди заповеди, и Господь Бог подаст тебе ее». 
29. Желающий растратить богатство премудрости услаждением тщеславия не будет иметь согласия Бога на предоставление ее, даже если вознесет тысячи молений, ибо Бог не благово- лит согласиться на дар недобро просящим, как говорит Иаков, ученик Христа: «Просите и не получаете, потому что недобро просите, чтобы растратить во всех наслаждениях ваших». 
30. Когда вожделевающее [начало] движется к любви к лучшему, подгоняемое стрекалом божественного страха, тогда разумное [начало] наставляется против ухищрений порока и, разведав коварные бесовские злодейства, поручает [их] яростному [началу], чтобы лучшей угрозой прогнать [их] далеко прочь, своевременно натачивая ярость до гнева, доходить до которого поощряет ее и Давид, говоря: «Гневайтесь и не согрешайте». 
31. Тогда душа оскверняет свое яростное [начало], когда, поползнувшись к мирским наслаждениям, она побуждается им подвизаться ради них. Печаль и злопамятство постоянно вкрадываются в нее и неизбежно вынуждают ее заострять ярость против единородных, не думая, что ее яростный пыл становится проклятым из-за противоестественного движения, уменьшаясь в природной крепости, которую она получила от Создателя против бесов и страстей, ибо говорит [Писание]: «Проклята ярость их, потому что упорна, и гнев их, потому что ожесточился». 
32. Если искушающий (ὁ πειράζων) назван в Евангелиях диаволом-клеветником, значит, он лишен искусства предведения (προπείρας τῆς εἰδήσεως) наших мыслей. Ведь один только сотворивший нас Бог, говорит кто-то из сведущих (γνωστικῶν) отцов, знает ум. Следовательно, от диавола и щитоносцев его скрыто, по всей вероятности, то, что в нашем уме, поскольку они не только не суть сущностное знание, но и далеко отстоят от Того, Кто является им. 
33. Если логосы созданного находятся в сокровищницах Премудрости, то они неведомы не причастным сущностной премудрости. Стало быть, лжешумели (ἐψευδοκτύπησαν) эллинские мудрецы, бахвалясь знанием сущностей сущих [вещей]. 
34. Бегущий от подражания дурному [человеку] и вместе не избегающий говорить против него, тем самым незаметно показал себя ничуть не менее подобным порицаемому. 
35. Не осуждай блудника, даже если ты целомудрен: избегай деяния, не порицая соделавшего. Ведь Сказавший «не соблуди», сказал «не осуждай»; если же ты, не блудя, осуждаешь блудника, то обвиняешься с ним за то, в чем осуждаешь его, потому что так же, как он, преступаешь закон. 36. Подвизающийся в истинном смиренномудрии, всегда испытывающий свои дела, предстает с благоговением пред Богом и Судией, привлекая к себе Его милость. Он предоставляет Ему наиподобающе судить всех, потому что боится, обладая природой судимых, воссесть нечаянным судьей единородных вместе с естественным Судией. 
37. Когда помысел влечет тебя обвинить или осудить поступок ближнего, тогда, обратившись к себе, исследуй в точности собственные дела, чтобы не скрылось от тебя, что ты, сурово осуждая легкие прегрешения ближнего, одержим более тяжкими пороками, и чтобы не испытать тебе нечто подобное тому фарисею, который, взирая гордым рассудочным оком на прегрешения мытаря и не обращая внимания на собственные грехи, возымел, несчастный, [собственным] судьей осужден- ного [им], ибо Бог сопоставлением с мытарем осудил его, поскольку превозношению свойственно осуждаться смирен- номудрием. 
38. Злословящий сказавшего или сделавшего что-либо дурное по отношению к нему, вместе со своим обидчиком побежден грехом, показав себя, как и тот, немужественным и посему нелюбомудрым: он плохо защищался от плохого и, поступив худо с поступившим худо, вместе с оным «оказался преступником закона», потому что [апостол] говорит: «Не воздавай злом за зло или ругательством за ругательство». 
39. Если, по Иакову, «вера без дел мертва», а мертвое при- надлежит к несущему, следовательно, имея не-сущее как сущее, заблуждается тот, кому кажется, будто он имеет веру, лишенную добродетелей. А раз так, дурно поступающий (φαυλόπραγος) верный неверен, даже если объявляет, что имеет веру в Бога. 
40. Иов назван «богочестивым праведником», потому что деятельно исполнял благочестие по отношению к Богу. Ведь чтущий Бога просто на одних словах, а на деле отвергающий Его заповеди является неправедным богопочитателем, который и услышит: «Что говоришь Мне: Господи! Господи! — и не делаешь того, что Я желаю?».


No comments:

Post a Comment