1 Святой Епифаний, архиепископ
Кипрский, был родом из Финикии, происхождением и верою — иудей. В детстве
лишился он родителей, сперва отца, потом матери, принял христианство вместе с
сестрою своею Каллитропиею и вступил в монастырь, будучи шестнадцати лет от
роду. Каллитропия также уневестилась Христу в лике инокинь257.
2. Братство монастыря, в
котором святой Епифаний принял монашество, состояло из десяти монахов.
Настоятельствовал над ними преподобный Лукиан, муж духоносный; также между братиями
были мужи, исполненные благодати Божией. В обществе такого братства, под таким
руководством, избранный сосуд, Епифаний, скоро достиг духовного преуспеяния,
которое впоследствии развилось в нем в необыкновенном обилии. Братия занимались
переписыванием священных книг: этим рукоделием они содержали себя и обитель258.
Рукоделие это имело и свою
духовную цель: это явствует из писаний и многих изречений святого Епифания.
3. Он говорил: «Незнание
Писания — великая стремнина и глубокая пропасть»259.
4. Он говорил: «Незнание
Божественных законов — великое предательство своего спасения»260.
5. Он говорил: «Чтение Писания
— великая защита от греха»261.
6. Он говорил: «Приобретение
христианских книг для имеющих средство к такому приобретению — необходимо; одно
зрение этих книг останавливает в нас стремление к греху, возбуждает в нас
стремление к добродетели»262.
Так высказывались понятия и
ощущения, родившиеся от келейного занятия, которое совершалось в духовном
разуме и с целию преимущественно духовною.
7. Извещал блаженной памяти
Епифания, епископа Кипрского, игумен монастыря его в Палестине: «Мы не
оставляем твоего правила и тщательно отправляем богослужение в третий, шестой,
девятый час и вечером». Он в ответ повелел сказать ему: «Из этого следует, что
в прочие часы вы пребываете без молитвы; но истинному монаху подобает
непрестанно молиться и петь в сердце своем»263.
Св. Епифаний, прежде
возведения своего в сан епископа, основал монастырь в Палестине и был
настоятелем его. Несмотря на то, что монастырь находился в глубокой пустыне,
множество посетителей отовсюду стекалось в него. Они привлекались обильным
даром чудотворения и прочими духовными дарами, которыми Богу угодно было
украсить Своего угодника. Это вынудило Епифания нередко удаляться из монастыря
своего и на продолжительное время. При одном из таких путешествий он был
занесен бурею в Саламон или Констанцию, город острова Кипра. Там в это время
собор епископов занимался избранием епископа для города, и, по откровению
Свыше, хиротонисал Епифания во архиепископа Констанции и всего Кипрского
острова.
8. Послал однажды Епифаний,
архиепископ Кипрский, к авве Илариону, умоляя его придти к себе. «Приди для
свидания со мною, прежде исшествия нашего из тела», — говорил в приглашении своем
святитель. Авва Иларион пришел, и старцы возрадовались взаимно друг о друге.
Когда они сидели за трапезою, подана была птица. Епископ, взяв часть ее, подал
авве Илариону. Но старец сказал ему: «Прости меня, Отец: с того времени, как я
принял монашеский образ, я не влагал в уста мои заколотого». Епископ отвечал:
«И я, с того времени, как принял монашеский образ, не попустил, чтоб кто-либо
уснул, имея гнев на меня». Авва Иларион сказал на это: «Прости меня, Отец! твое
жительство выше моего»264.
9. Когда уже достиг Епифаний
глубокой старости, — был призван в Константинополь для участия в соборе
епископов по делу святого Иоанна Златоустого. Видя, что собор действует по
увлечению страстию, он лично испросил у императора Аркадия дозволение
возвратиться в Кипр. При этом свидании император спросил Епифания: сколько ему
лет от роду? Епифаний отвечал: «Сто пятнадцать лет и три месяца. Рукоположен я
во епископа, когда мне было шестьдесят лет; в сане епископа состою пятьдесят
пять лет и три месяца». В тот же день, говорит писатель жития Епифаниева, мы
сели в корабль, плывший в Кипр. Епифаний поместился в нижней части корабля, и
мы с ним. У Епифания был обычай постоянно держать в руках Евангелие. Трижды
вздохнул и возрыдал он, раскрыв Евангелие; закрыв его, опять пролил слезы.
Потом встал и помолился; по совершении молитвы он опять сел там же, в нижней
части корабля, и со слезами начал говорить нам: «Если вы, чада мои, любите
меня, то сохраните заповеди мои, и любовь Божия пребудет в вас. Вы знаете, чрез
сколько огорчений я прошел в этой жизни, — и не считал я эти огорчения
огорчениями, но пребывал всегда веселым, возлагаясь на Бога; Бог не оставлял
меня, но всегда сохранял от всех козней лукавого. «Любящим Бога вся
споспешествует во благо» (Рим. 8:28). Однажды, о возлюбленные чада мои, когда я
находился в пустынном месте и приносил молитву Христу, чтоб Он освободил меня
от всех наветов противника, — множество демонов напало на меня. Они начали
терзать меня и, схватив за ноги, влачили по земле. Некоторые из них нанесли мне
раны.
Так поступали они со мною в
продолжении десяти дней. После этого я уже не видел демона в его собственном
лице во все дни жизни моей, но изливал он на меня злобу свою чрез посредство
человеков: такого рода злоключения постигли меня в Финикии от неистовых
Симониан, в Египте от нечестивых Гностиков, в Кипре от нечестивых Валентиниан и
от других еретиков. Внимательно выслушайте, о чада мои, слова Епифания
грешника. Не вожделевайте денег, и пошлются вам деньги в изобилии. Не имейте
ненависти ни к кому из человеков, и Бог возлюбит вас. Не злословьте братий, и
диавол не будет господствовать над вами возбуждением страстей ваших.
Отвращайтесь от всех ересей, как от зверей, исполненных смертоносного яда; об
этом я предал вам в книгах, называемых Панария. Отвращайтесь и хранитесь от
похотений мира, наветующих и ум и тело. Знайте, что при посредстве этих
похотений приступает к вам сатана. Иногда в плоти и не нарушается спокойствие,
но дух не трезвящихся подвергается осквернению мечтаниями. Когда же ум наш
бодрствует и постоянно пребывает в памятовании Бога, тогда удобно побеждаем
врага»265. Таково было предсмертное наставление святого Епифания ученикам его:
он скончался на корабле, не достиг Кипра.
257 Sancti
Epiphanii vita, Patr. Gr. Tom. 416 cap. 1, VIII и IX.
258 Sancti
Epiphanii vita, Patr. Gr. Tom. 416 cap. 1, VIII и IX.
259 Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания.
260 Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания.
261 Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания.
262 Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания.
263 Patrol. pag. 941.
264 Достопамятные Сказания.
265 Vita,
cap. LXIII и LXIV.
No comments:
Post a Comment