Авва Аммон |
1. Брат сказал авве Аммону:
«Скажи мне что-нибудь в наставление».
Старец сказал: «Стяжи такие
помышления, какие имеют преступники, заключенные в темнице. Они постоянно
осведомляются: где судья? когда придет? и от отчаяния — плачут. Так и монах
непрестанно должен внимать себе и обличать свою душу, говоря: горе мне! как
предстану я на суд пред Христа? что буду отвечать Ему? — Если будешь
непрестанно занимать себя помышлениями, то спасешься»194.
2. Авва Аммон пришел в такое
преуспеяние, что от многой благости уже не знал о существовании зла195.
Такое настроение является в
душе от постоянного внимания себе, от плача о своей греховности, от действия
умной благодатной молитвы. Эта молитва исполняет сердце умиления. Умиление есть
ощущение обильной милости к себе и ко всему человечеству.
3. Авва Аммон никогда не
осмеливался осуждать кого-либо.
4. Некоторый из Отцов поведал:
в келлиях был старец-подвижник, имевший одежду из рогожи. Пришел он однажды к
авве Аммону. Авва, увидев его в одежде из рогожи, сказал ему: «Это не принесет
тебе никакой пользы». И спросил его старец: «Три помысла приходят мне. Первый
предлагает скитаться по пустынным местам; второй — уйти в страну, в которой
никто не знает меня; третий — затвориться в хижине, никого не видеть, и употреблять
пищу через день».
Авва Аммон отвечал:
«Исполнение каждого из этих предположений будет неполезным (т.е. душевредным)
для тебя. Напротив того, безмолвствуй в хижине твоей, ежедневно употребляй пищу
с умеренностию, имей в сердце твоем слово мытаря («Боже! милостив буди мне
грешнику») и возможешь спастись».
Очевидно: ношение странной
одежды, бросавшейся всем в глаза, намерение проводить особенный род жизни,
долженствовавший привлечь к себе внимание многих, внушены были подвижнику
высокоумием, которое не было понято им.
Преподобный Аммон преподал ему
подвиг смирения, единый благоугодный Богу, единый способный привлечь милость и
благодать Божию к подвижнику.
5. Авву Аммона спросили:
«Какой путь — путь тесный и прискорбный?» Он отвечал: «Путь тесный и
прискорбный есть обуздание своих помыслов и отсечение собственных пожеланий для
исполнения воли Божией. Это и значит: «се мы оставихом вся, и вслед Тебе
идохом» (Мф. 19:27; Мк. 10:28; Лк. 18:28).
6. Авва Аммон сказал: «Я
препроводил четырнадцать лет в Скиту, моля Бога денно-нощно, чтоб Он даровал
мне победить гнев»196.
7. Однажды авва Аммон пошел к
авве Антонию Великому и потерял дорогу.
Он присел и заснул немного.
Проснувшись, помолился Богу так: «Господи, Боже мой! молю Тебя: не погуби
создания Твоего!» — и явилась рука человеческая, как бы ниспускавшаяся с неба:
она неслась по воздуху и указывала путь Аммону до того времени, как он пришел к
авве Антонию. Тогда рука остановилась над входом в вертеп Антония. Аммон
постучался в двери; отворил их Антоний.
Они занялись беседою о
душевной пользе. После беседы авва Антоний предсказал Аммону, что он преуспеет
в страхе Божием. Произнесши это пророчество, Антоний вывел Аммона из келлии и,
показав на камень, сказал: «Нанеси оскорбление этому камню и ударь его». Аммон
сделал это. Тогда авва Антоний спросил его: «Дал ли тебе какой ответ, оказал ли
тебе какое противодействие этот камень?» Аммон отвечал: «Нет». — «Так и ты, —
сказал ему авва Антоний, — достигнешь в подобную меру бесстрастия», — что и
исполнилось197.
8. Некоторые братия
подверглись скорби на месте жительства своего, и по причине этой скорби
вознамерились оставить это место. Для совещания они пошли к авве Аммону. Они
шли по берегу реки, а старец в это время находился в лодке, плывшей по реке.
Поравнявшись с ними и увидев их, старец просил лодочников пристать к берегу,
вышел из лодки и, подошедши к братиям, сказал им: «Я — Аммон, к которому вы
идете». Он успокоил их и, вследствие его наставления, они возвратились в место
жительства своего. Скорбь, постигшая их, не была душевредною, — была лишь
скорбию человеческою.
9. Пришел к авве Аммону брат
из Скита, и сказал ему: «Посылает меня отец мой на послушание; исполняя это
послушание, боюсь впадения в блуд». Старец отвечал на это: «В то время, как
подвергнешься напасти, воззови к Богу:
Боже сил! за молитвы отца
моего исхити меня из напасти». Однажды брат, исполняя послушание и пришедши в
некоторый мирской дом, застал в нем девицу одну, которая повлекла его к греху,
и даже заперла за ним двери дома.
Брат воскликнул к Богу громким
голосом по завещанию аввы Аммона, — и немедленно очутился на пути, ведущем в
Скит.
10. Авва Аммон рукоположен был
во епископа. В этом сане он действовал из благодатного настроения и духовного
разума, приобретенных монашеским жительством. Однажды привели к нему на суд
беременную девицу и требовали от него церковного наказания для девицы. Епископ
оградил ее крестным знамением и повелел дать ей шесть пар полотен, говоря: «Ей
предстоит труд родов: как бы не умерла она, или не умерло дитя ее: на цену этих
полотен по крайней мере могут быть совершены похороны». Обвинители девицы
сказали ему: «Что ты делаешь? дай ей епитимию». Он отвечал им: «Братия! разве
вы не видите, что она близка к смерти? как же мне возложить на нее еще что-либо?»
Авва Аммон уклонился от
действования по требованию плотской ревности обвинителей, и вместе подействовал
нравственно на девицу, оказав ей неожиданное ею милосердие и представив ей живо
близость смерти. Смягченное милосердием сердце, при воспоминании о смерти,
очень способно к покаянию.
11. Пришел однажды авва Аммон
в некоторое местопребывание иноков, чтоб разделить с братиею трапезу. Один из
братий того места очень расстроился в поведении: его посещала женщина. Это
сделалось известным прочим братиям; они смутились и, собравшись на совещание,
положили изгнать брата из его хижины. Узнав, что епископ Аммон находится тут,
они пришли к нему и просили его, чтоб и он пошел с ними для осмотра келлии
брата. Узнал об этом и брат, и скрыл женщину под большим деревянным сосудом,
обратив сосуд дном к верху. Авва Аммон понял это, и ради Бога покрыл согрешение
брата. Пришедши со множеством братий в келлию, он сел на деревянном сосуде и
приказал обыскать келлию. Келлия была обыскана, женщина не была найдена. «Что
это? — сказал авва Аммон братиям: «Бог да простит вам согрешение ваше». После
этого он помолился и велел всем выйти. За братиею пошел и сам. Выходя, он взял
милостиво за руку обвиненного брата и сказал ему с любовию: «Брат! внимай
себе».
12. Однажды, по обычаю того
времени, некоторые из христиан пришли судиться пред епископом своим. Болезнуя о
несогласии между христианами по причине, не заслуживающей внимания христиан,
епископ представился юродивым пред пришедшим к нему собранием. Одна из бывших
тут женщин сказала подруге своей: «Старец помешался в уме». Святой Аммон,
услышав это, подозвал ее к себе и сказал ей: «Столько лет подвизался я в
пустынях, чтоб стяжать это помешательство, и для тебя ли потерять мне его»198.
13. Некоторый брат впал в
тяжкий грех. Он пришел к авве Аммону и сказал ему: «Я впал в такое-то
согрешение и не имею сил для покаяния: оставляю монашество и иду в мир». Старец
уговорил брата остаться в монашестве, обещаясь принять на себя труд покаяния в
грехе его пред Богом. Взяв на себя грех брата, старец начал приносить покаяние
в этом грехе. Только один день он пребыл в покаянии, как и последовало
откровение от Бога, что грех прощен брату ради любви старца199.
Однажды авва Аммон пришел к
авве Пимену и спросил его: «Если я приду в келлию брата моего, или он придет ко
мне по какой-либо нужде, позволительно ли беседовать с ним свободно о всех
предметах?» Авва Пимен отвечал: «Не одобряю такого поведения, потому что юность
нуждается в самоохранении».
Авва Аммон сказал на это: «Как
поступали старцы в таких случаях?» Авва Пимен отвечал: «Старцы, находясь в
преуспеянии, не нуждаются в таком самоохранении: они, не имея ничего чуждого в
сердце, не имеют его и в устах своих». Опять авва Аммон спросил: «Если случится
беседовать с братом, — из чего лучше заимствовать беседу, из Писания или из
Отеческих изречений?» Старец отвечал: «Если не можешь молчать, то говори лучше
из Отеческих изречений, нежели из Писания. Объяснение Писания сопряжено с
великою опасностию для души»200.
Многие иноки тех времен, по
причине неправильного объяснения, которое они давали разным местам священного
Писания, впали в ереси. Объяснение Писания даруется Божественною благодатию.
Монах, не имеющий этой благодати и стремящийся к объяснению Писания из своего
самомнения и невежества, непременно делается виновным пред Св. Духом, изрекшим
Писание: за дерзость свою, он отвергается Богом, делается добычею падших духов.
Из такового толкования Писаний пророческих и апостольских возникли все ереси и
расколы.
Последняя повесть относится,
очевидно, к позднейшему Аммону, — не к тому, который беседовал с Антонием
Великим.
В повестях о Аммонах
сохранилось для нас следующее сведение о горе Нитрийской.
В этой пустыне жило до пяти
тысяч монахов. Они проводили различное жительство, сообразно произволению и
способностям своим. Некоторые из них жили наедине, отшельниками, другие —
вдвоем и втроем; иные жили и в значительном числе, составляя из себя общежития.
Было до пятисот мужей, достигших христианского совершенства: они пребывали
далее, в самой глубокой пустыне201. — Такое разнообразное жительство,
удовлетворявшее свободному произволению и способностям, очень способствовало
монашескому духовному преуспеянию.
194 Алфавитный Патерик.
195 Алфавитный Патерик.
196 Алфавитный Патерик.
197 Алфавитный Патерик.
198 Алфавитный Патерик.
199 Алфавитный Патерик.
200 Алфавитный Патерик.
201 Алфавитный Патерик.
No comments:
Post a Comment