Как и прочие Богородичные
праздники, установление относится к сравнительно позднему времени. Официальное
введение этого праздника в Византийской империи приписывают предположительно
императору Маврикию в конце VI или в начале VII века.
Первое упоминание о празднике
Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке на Востоке в словах святого
Прокла, архиепископа Константинопольского (439—446), а на Западе — в
сакраментарии (требнике) папы Геласия (492—496). Но все эти упоминания являются
недостоверными. Слова лишь приписаны Проклу, а сакраментарии написаны лишь в
VIII веке и естественно не принадлежат Геласию. В месяцесловах начала V века
нет ни одного Богородичного праздника. По мнению автора статьи англоязычной
Католической энциклопедии (1913 год) первое упоминание о празднике Рождества
Богородицы это гимны Романа Сладкопевца, написанные в период с 536 по 556
год[7]. Появление праздника связано, вероятно всего, с усилением почитания
Богородицы после Эфесского собора под влиянием поздних апокрифов. Праздник
возник, по-видимому, в начале шестого века, первоначально в греческой церкви и
очень скоро после этого появился в Риме и распространялся на их дочерние
церкви.
Несмотря на упоминания о
Рождестве Богородицы в латинских источниках VII века, праздник не был
распространён на Западе и не имел торжественной службы вплоть до XII—XIII
веков. Лишь на Лионском соборе (1245) папа Иннокентий IV сделал октаву
праздника обязательной для всей западной Церкви, а папа Григорий XI (1370—1378)
установил для праздника бдение (vigilia) с постом и особую службу литургии.
No comments:
Post a Comment